Члены думы утверждали в прениях
Так оно существовало до 1915 года, когда начало первой мировой войны создало ряд новых трудностей, когда повышение цен на места в театре не поспевало за ростом расходов.
Попечительство вынуждено было поставить в Государственной думе вопрос о субсидии в триста — триста пятьдесят тысяч рублей в год. Но члены думы утверждали в прениях, что опера не театр для народа, а театр для интеллигенции. Простой же парод, по их мнению, ограничивался эстрадными и балаганными представлениями,«в которых просветительный характер утерян». Отказ в субсидии вынудил Попечительство снова сдать театр в частные руки.
На антрепризу рискнул Александр Рафаилович Аксарин — антрепренер большого размаха. Он не только удачно подобрал труппу, но и взял курс на частные выступления в главных ролях одновременно двух, а то и трех первоклассных гастролеров: Ф. И. Шаляпина, М. Н. Кузнецовой, Л. В. Собинова, Д, А. Смирнова, Г. А. Бакланова и т. д. Доход от хорошо обставленных спектаклей гарантировал возможность увеличения массовых коллективов и вообще ведения дела на широкую ногу. Для пополнения труппы Аксарин, в частности, стал приглашать артистов из Театра музыкальной драмы. Замечательный состав певцов, в который входили выдающиеся голосами, артистичностью и репертуарностью А. Г. Мосин, П. И. Словцов (тенора), Р. Г. Горская в Е. А. Негина (сопрано), Г. С. Пирогов (бас), М. В. Бочаров (баритон) и другие, представлял вполне достойное окружение самых крупных гастролеров. Аксарин пригласил также на постоянную работу художника И. Я. Би-либина, опытного, хотя и рутинного режиссера С. Ф. Гецевича и создал большое оперное дело.
Театр продолжал называться народным, но представителей народа теперь в нем бывало немного. Из-за гастролеров, вообще из-за высокой себестоимости спектаклей, а также из-за падавшей во время войны ценности денег билеты на спектакли постепенно дорожали. С осени 1916 года Аксарин стал продавать и билеты со штампом: «Места, с которых ничего не видно». Под эти места были отведены закуты у закруглений стен возле самой сцены. (Новое здание Народного дома начали строить в 1910 году круглым, как цирк, и только перед окончанием строительства срезали часть круга для оперной сцены.) Продавая эти сравнительно дешевые места, театр сохранял свое наименование «Народный дом». Зал же заполнялся интеллигенцией и буржуазией.
Война многим принесла большие, хотя и дешевеющие деньги, театры заполнялись до отказа, и Аксарин мог себе позволить роскошь хорошей постановки впервые на русском языке оперы Верди «Дон Карлос» с Ф. И. Шаляпиным в роли короля Филиппа.
Философией Аксарина была философия умного купца: на плохом или среднем товаре делаешь средние деньги,на хорошем можно сделать хорошие. И он предпочитал ориентироваться на хорошие.
Солидные дирижеры, служившие у Аксарина, не допускали небрежности в работе, незнания партий, шатания ритма. Это обязывало всех работать над самоусовершенствованием. А. М. Пазовский был невероятно требователен и строг. М. М. Голинкин был мягок, но добивался больших результатов нещадным для себя трудом. С. А. Самосуд обладал силой большого таланта, и перед ним бывало не страшно, а стыдно за оплошность.