Дисциплина оркестра Мариинского театра сильно расшаталась

— Грановская — замечательная актриса, но ее, а заодно и наша с вами, трагедия — в ее таланте, да-да, именно так. Что она играет? — «Маленькую шоколадницу», всяких «Ю-ю» и прочие архибуржуазные пьесы. И чем лучше она их играет, тем соблазнительнее та жизнь, тем, скажу больше, симпатичнее персонажи, которых она изображает. Разве же это нужно пролетариату? А вы, товарищи, каждой своей статьей, каждой заметкой привлекаете к ней все больше внимания. Критикуйте, по крайней мере, ее репертуар, что ли…
Что и говорить, шапка Мономаха (сиречь редактора) была нелегка. И я решил, что буду сам писать правдиво и о том же просить сотрудников.
Увы, это нередко приводило к неприятностям. О двух из них стоит даже рассказать.
Настоящий скандал разыгрался после появления 22 февраля 1922 года моей статьи: «Оркестранты, опомнитесь!».
Дело было в том, что дисциплина оркестра Мариинского театра сильно расшаталась после ухода в 1918 году дирижера Н. А. Малько, продолжавшего быть требовательным, не считаясь ни с какими обстоятельствами трудного времени. Малько уехал в Витебск, затем в Киев, в Москву и оттуда в 1922 году приехал в Петроград дирижировать оркестром во время гастролей Айседоры Дункан, которая начинала концерт, танцуя увертюру к «Тангейзеру».
Малько не узнал оркестра — так небрежно тот играл. Малько метался, чтобы хоть как-нибудь свести концы с концами, но ничего поделать не мог.
Следует напомнить, что в смысле защиты своих прав впереди всегда шли оркестранты. Их круговая порука была сильна, но это нередко приводило к неприятностям: репетиции останавливались буквально на незаконченном такте, если наступал срок перерыва или конца репетиции. Невзирая на палочку дирижера, оркестры на спектаклях отказывались бисировать тот или иной номер, так как это затягивало спектакль на несколько минут, и т. д. и т. п.Эти примеры действовали и на других работников искусств. Фальшивой игрой в «Тангейзере» оркестр превзошел все мыслимые и имевшие раньше место инциденты. Я был возмущен до глубины души и поместил в «Вестнике театра и искусств» статью, которую цитирую целиком.«ОРКЕСТРАНТЫ, ОПОМНИТЕСЬ!
Все чаще и чаще раздаются и печатные и устные жалобы на оркестрантов. За двухмесячный период моего редакторства я получил не то пять, не то шесть заметок на тему о том, что оркестранты опаздывают к началу, разбегаются до конца, расхаживают во время пауз, оставляют свои места для того, чтобы смотреть на сцену, часто отлынивают от репетиций и т. д. и т. п. Падение дисциплины в оркестрах полное, сознания долга очень мало: даже знаменитые традиции и привычки отвергнуты, причем разницы не заметно ни между плохими и хорошими оркестрами, ни между большими и малыми, ни между кинематографскими и академическими. Как профессиональный работник, хорошо знающий все ваши нужды и тяготы, товарищи оркестранты, как артист, сам неоднократно стонущий под бременем все еще неизбывной халтуры, я не мог набраться храбрости бросить в вас даже самый маленький из тех камней, которые мне приносили для вас в виде громовых статей и шельмующих заметок.

Ваше мнение...

Рубрики