Левик успел сжиться с оригинальной ролью

Фигура, созданная С. Ю. Левиком, резко отличалась от традиционной, почитавшейся единственно верной и канонической. На первых порах некоторые рецензенты даже склонны были упрекать певца и театр в отходе от традиции, однако победа артиста была столь бесспорной, что даже они вынуждены были признать его правоту. С. Свириденко сразу приняла новую трактовку. Охарактеризовав немецких исполнителей, она писала далее: «Бекмессер в Музыкальной драме изображен совершенно иначе. Здесь он далеко не глуп: вспомните его быстрые и не лишенные остроумия реплики в заседании мастеров, весьма юрок и пронырлив, а если слишком суетлив и взвинчен, то в этом виной разыгравшаяся жадность и желание скорее подцепить богатую наследницу. И надо отдать должное г. Левику. Он очень удачно воплотил образ Бекмессера именно в таком толковании. Некоторые интонации его уже теперь настолько удачны, что вызывают невольные улыбки, а длинная мимическая сцена… не представляется скучной».
Об исполнении этой партии неоднократно писал и другой страстный вагнерист, переводчик либретто В. Коломийцов: «Левик успел сжиться с этой оригинальной ролью, с этим специфическим и неотъемлемым нервом комедии Вагнера. Все или почти все характерные эпизоды и моменты, фразы и словечки партии использованы Левиком очень своеобразно и выпукло, притом без всякого шаржа. Как хорош в своей космической нетерпимости этот бездарный и глупый, но отнюдь не безвредный интриган, претендующий на непогрешимый авторитет и неотразимое превосходство, но сам попадающийся в свои собственные западни. И в исполнении Левика нельзя не любоваться этой завистливой и сварливой вороной, то подозрительно насупившейся, то резко-крикливой и дико-яростно мятущейся… Особенно хорошо выходят у Левика весь первый акт и большая сцена с Заксом в третьем… Своего богатого баритона Левик в этой роли, по счастию, не показывает, отлично понимая, что Бекмессера немыслимо «петь» всерьез» («День», 1913, 12 января).Типичность и жизненность созданного артистом образа отмечают и другие рецензенты. «Роль эта — труднейшая в оперном репертуаре: особенно трудна сцена серенады, оригинально задуманная и требующая большой гибкости голоса и отчетливости фразировки, а между тем эта сцена проводится артистом с необычайной легкостью» («Вечернее время», 1913, 20 ноября). Достоинства исполнения признали и немецкие рецензенты, строго следившие за нерушимостью вагнеровских традиций. Издававшаяся в Петербурге газета «St.-Petersburger Zeitung» писала 21 ноября 1913 года: «Выше всех — Левик, создавший столь характерную фигуру, какую в такой законченной форме трудно увидеть и на западе; в ней все совершенно— голос, внешний облик, поведение».
Выдающийся советский музыковед, тонкий и взыскательный критик А. В. Оссовский указывал в своей характеристике С. Ю. Левика: «Поразительно колоритно и остро, с тонкой психологической проницательностью воплощенный им образ Бекмессера в «Мейстерзингерах» Вагнера может быть причислен к самым ценным художественным достижениям русских оперных певцов-актеров» (рукопись).

Ваше мнение...

Рубрики