Мариинский театр
Материальное положение труппы было отнюдь не благополучное. Любознательность молодости, интерес к новому миру, привычка недавнего хозяйственника и экономиста к изучению истории и экономики встречающихся нажизненном пути явлений побудили меня изучить историю того предприятия, с которым я связал свою судьбу.
Естественно, я заинтересовался новыми для меня в тот период понятиями «народный дом» и «народная опера».
В известной мне в те годы музыковедческой литературе я не нашел ни одной истории такого рода предприятия и потому по крохам собирал материал, который, думается, и сейчас не потерял интереса. Мне даже кажется, что мой небольшой экскурс в прошлое должен дать толчок к написанию истории этого недооцененного в свое время культуртрегерского учреждения.
* * *
Хорошо известно, что далеко не просто было в бюрократической столице основать более или менее солидное оперное предприятие без участия частного капитала: оно могло стать конкурентом придворно-аристократическому театру, каким был до Октябрьской революции Мариинский; к тому же такое предприятие в принципе имело бы право на государственную субсидию, на отпуск которых для просветительских целей царское правительство отнюдь не было таровато.
К девяностым годам прошлого века петербургский оперный зритель имел к своим услугам Мариинский театр и более или менее кратковременные спектакли в разных зданиях либо итальянских трупп, либо частных русских антреприз и «товариществ артистов русской оперы» с нередким участием тех же итальянских знаменитостей.
Художественная сторона спектаклей частных трупп в целом не выдерживала сравнения со спектаклями «казенной» оперы: малочисленность оркестра, хора и балета, не говоря о квалификации их участников, не могла компенсироваться никакими выдающимися солистами. Ограниченное количество репетиций, бедность постановочных средств, недостаточная техническая оснащенность сцены и т. п. причины сказывались на каждой постановке. «Сезонные» труппы набирались на две-восемь недель и съезжались к месту работы за три-пять дней до открытия спектаклей. Главными козырями этих трупп бывали известные певцы-гастролеры да часто сменявшийся репертуар, обязательно включавший несколько названий либо новинок, либо давно забытых или вовсе незнакомых Петербургу опер.«Гнать репертуар» значило ставить все наспех, загружать труппу сверх меры выучиванием незнакомых произведений, набирать, пусть средних, но опытных работников, только в небольшом количестве привлекая молодежь. Не могло быть и речи о создании прочного ансамбля, поскольку работа труппы носила кратковременный характер.
Эти случайные, нередко прогоравшие труппы не могли удовлетворить потребности быстро разраставшегося города с относительно большим количеством пролетариата и интеллигенции, часть которой из-за транспортных трудностей и дороговизны мест не могла попадать ни в Мариинский театр, ни в большие концертные залы.