Молодой архитектор Иван Васильевич Экскузович
«Серьезную», «недоступную простому человеку» музыку Чайковского и Шуберта, Мусоргского и Мендельсона «простые человеки» так полюбили, что была сделана попытка не распределять бесплатно, а продавать билеты. Однако это уже было недопустимо для профсоюзного предприятия.
Как один из организаторов и артист ударной труппы, я с большой гордостью вспоминаю, какую любовь к хорошей музыке наша труппа посеяла в рабочей среде и как благотворно она повлияла на развитие самодеятельности. Долго еще руководители кружков приходили к нам за разными консультациями по репертуару Гораздо сложнее, чем в концертных коллективах, проходил процесс приобщения к новым методам работы в оперных театрах.
С лета 1917 года за кулисами бывшего Мариипского театра исподволь приобретал симпатии молодой архитектор Иван Васильевич Экскузович. О нем знали только, что он удачно построил не то одно, не. то два здания общественного назначения и что он собирается жениться на певице бывш. Мариинского театра. Для руководства оперным театром этого, казалось бы, мало. Но стоилоЭкскузовичу как-то вмешаться в один-другой разговор, принять участие в какой-то дискуссии или выразить свое отношение к тому или иному событию, как в дело вносились ясность и конкретное, всегда приемлемое предложение. Не прошло и двух месяцев, как Иван Васильевич стал чуть ли не самым популярным человеком среди артистического персонала бывш. Мариинского театра. К нему прислушивались, с ним советовались, его в нужную минуту искали. Как только выяснилось, что большевики отнюдь не чураются беспартийных попутчиков, его выдвинули на пост директора петроградских театров. A. В. Луначарский с двух встреч разглядел, что этот архитектор — красивый, волевой и инициативный человек с хорошими ораторскими способностями, серб по национальности и русский по воспитанию — мыслит всегда конструктивно. Нашел Экскузович общий язык с государственными деятелями и с профсоюзными руководителями.
По случаю десятилетнего юбилея деятельности Экскузовича в академических театрах Л. В. Луначарский писал ему: «Вы были для меня самым лучшим и желанным помощником» (см. «Рабочий и театр», 1928, № 3). Человек беспартийный, И. В. Экскузович куда скорее многих других стал понимать задачи Советской власти в области искусства и умел в какой-то очень доступной форме передавать свои концепции другим.
Может быть, самой примечательной особенностью деятельности Экскузовича в труднейших условиях было его умение привлекать к общественной работе людей, не только знающих свою художественную специальность, но и обладающих «общественной жилкой». Так, например, он учуял потенциально хороших помощников в басах B. В. Киселеве и П. Я. Курзнере, в дирижере Н. А. Малько и других. Передавая им предложения А. В. Луначарского, изредка приводя их с собою на «конспиративные» совещания с наркомом, он относительно легко и незаметно при содействии людей беспартийных проводил предварительную агитацию и профилактическими разъяснениями подготовлял нужные мероприятия в среде художественного персонала. В общении же с рабочими сцены Экскузовичу оказывал большую помощь рабочий бывш. Александрийского театра Алексей Осипович Соков, председатель местного комитета своего театра, много раз выбиравшийся в члены правления Облрабпса, человек наредкость тактичный и глубоко преданный новой власти, чистокровный пролетарий, не очень грамотный, но чрезвычайно любознательный н по характеру политик дальнего прицела, пользовавшийся доверием и уважением не только рабочих, но и художественного персонала, а это в те годы было делом далеко не маловажным.
Я лично знаком с потомками Экскузовича И.В. Порядочные и воспитанные люди.
Не могли бы Вы хотя бы в общих чертах, обозначить эту генеалогическую линию. Это потомки по браку с оперной певицей Горской Розалией Григорьевной? Или от другого брака? Спасибо.