Новые исполнители
Хуже складывались дела в Театре музыкальной драмы. Общая обстановка и особенно беззаветное увлечение И. М. Лапицкого профсоюзной деятельностью неблагоприятно влияли на художественную жизнь театра. Наскоро вводились новые исполнители, постепенно терялся темп работы, мешали бесконечные дебюты не только певцов, по и дирижеров. Однако театр ставил новыеспектакли, аншлаги не прекращались, а весной 1918 года даже удалось восстановить вагнеровского «Парсифаля».
К лету и особенно к осени 1918 года оперные театры стали заметно пустеть. К общим трудностям прибавились транспортные. Три оперных театра для города стали большой роскошью.
В то же время по инициативе А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, А. А. Блока и других решено было создать в Петрограде театр трагедии. Для него по указанию комиссара театров и зрелищ М. Ф. Андреевой взяли помещение Театра музыкальной драмы, взяли ошибочно, потому что для драмы оно акустически непригодно. Год спустя оно было оставлено.
Обе частные оперы превратили в коммунальные и решили их объединить. Вспоминая тот период, я никак не могу отрешиться от мысли, что можно и нужно было любой ценой сохранить ТМД, этот замечательный и пока никаким другим не замененный театр. Но тогда все как будто начисто забыли, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» (то есть, скажем деликатно, старомодную труппу А. Р. Аксарина и рвущуюся к новым творческим принципам труппу ТМД), и — пусть в силу обстоятельств — совершили недопустимый вандализм. Достаточно было, казалось нам, учесть хотя бы то обстоятельство, что все иностранные оперы идут в этих труппах в разных переводах и что при слиянии их весь переводной репертуар придется исключить либо заново переучивать, чтобы не торопиться с реформой. Но с этим не посчитались. Новый театр был назван Государственным большим оперным театром — сокращенно Госбот.
Слияние произошло в феврале 1919 года, но официально Госбот был открыт в 1920 году. Первая его постановка — опера «Царская невеста». Дирижировал А. В. Павлов-Арбенин, ставил В. Р. Раппапорт, декорации писал Б. М. Кустодиев. Главные партии исполняли артисты Музыкальной драмы: М. И. Бриан — Марфа, Л. А. Дельмас-Андреева — Любаша, Л. Г. Пославская — Домна Сабурова, М. В. Кулагин — Лыков. К ним присоединился вернувшийся в ТМД А. И. Мозжухин — Со-бакин, и только партию Грязного пел «чужой» — Н. Никольский. Спектакль прошел с большим успехом и неоднократно повторялся, а декорации Б. М. Кустодиевавошли в золотой фонд академических театров и до последних постановок украшали собой спектакли Академического Малого театра оперы и балета.
* * *
Итак, два частных театра слиты. Оба порознь достаточно разорены, но новый организм должен жить. На его теле есть остатки прежних болезней, к ним прибавляется новая: то, что иностранные оперы в разных труппах исполнялись в разных переводах, иногда ведет к чудовищным ляпсусам, когда, например, ответ на вопрос… к вопросу отношения не имеет.
В декабре 1919 года мне с дирижером Г. Г. Фительбергом и певицей М. Д. Турчаниновой пришлось побывать у А. М. Горького.