Огромный опыт выступлений в ансамбле

Софья Осиповна Давыдова окончила венскую консерваторию по классу знаменитого педагога Ф. О. Лешетицкого. Она была выдающейся пианисткой строго академического стиля. Здесь стиль композитора ставился во главу исполнения, отношение к нотным записям было, как выражаются переводчики, почти буквалистским, без рискованных взлетов необузданной фантазии. Идеальное туше и строгий классицизм исполнения, музыкальная эрудиция вызывали большое уважение. Давыдова имела огромный опыт выступлений в ансамбле с такими выдающимися артистами, как скрипач, создатель русской школы скрипичной игры Леопольд Ауэр, знаменитейший виолончелист с мировым именем Александр Валерианович Вержбилович, и другими. Что касается певцов, то со своим мужем, талантливейшим тенором Александром Михайловичем Давыдовым, она постоянно работала над его огромным репертуаром — оперным и концертным.
Лидии Александровне Вырлан удалось со дня приезда в Ленинград обрести в лице Давыдовой прекрасного партнера. Для нее это было особенно важно, потому что ее темперамент требовал сдерживающего руководства. Обладая сопрано лирико-драматического характера, певица правильно считала, что выступления в опере могут ее перегрузить, и посвятила себя камерной литературе. На этом пути встреча и содружество с Давыдовой оказались в высшей степени удачными. Репертуар Вырлан был шире репертуара Духовской. Она не избегала и выступлений с оркестром, в частности в опере Онеггера «Юдифь», в оратории Игоря Стравинского «Эдип-царь». Ее выразительные средства вполне соответствовали голосу очень привлекательного тембра.
Обе названные певицы по истечении нескольких лет— по причинам, к искусству отношения не имевшим,— расстались со своими замечательными наставниками и, начавработать с другими, от этого отнюдь не выиграли. Не прибавило им лавров и то, что обе они стали расширять свой репертуар за счет мужского репертуара. Пролог из «Паяцев», ария Германа «Что наша жизнь» из «Пиковой дамы» и другие мужские арии казались им «нейтральными» по текстовому содержанию, а на музыкальную выразительность их голосов, как им казалось, хватит. Однако это был ложный шаг. Они не учитывали, что композитор, сочиняя ту или иную арию, прежде всего исходит из того тембра, который наилучшим образом соответствует задуманному музыкальному образу. Немаловажно и то обстоятельство, что в женском исполнении эти произведения звучат на октаву выше. Но, за исключением этих непонятных шалостей, обе певицы оставили по себе долгую и хорошую память. И, хочется повторить, максимальную долю успеха обеим обеспечило все же первоначальное талантливейшее руководство их партнеров.
В то время, начиная с 1924 года, в СССР один за другим стали приезжать из-за рубежа лучшие дирижеры во главе с Бруно Вальтером и Вейнгартнером из старшего поколения, Клемперером, Абендротом, Кнаперстбушем и другими из среднего и младшего поколений, выдающиеся же вокалисты приезжали к нам в двадцатые годы, как и в наши дни, чрезвычайно редко.

Ваше мнение...

Рубрики