Ошибок было немало
Я должен отметить еще одно интереснейшее и полезное явление тех лет: выдвижение рабочих корреспондентов — рабкоров. Никому не ведомые, а подчас и мало подкованные корреспонденты стали писать рецензии на спектакли и концерты. Имена их — Ивановы, Петровы, Алексеевы, Аксентьевы и т. д. — были никому не известны, далеко не все они высказывали правильные мысли, некоторые хорошо думали, но плохо выражались, некоторые доказывали, что незачем ставить пьесы, в которых не видна воочию тенденция Советской власти, ошибок было немало, но в целом «рабкорство» было явлением безусловно положительным.
В ту пору вызывало большое удивление и уважение то, что некоторые рабкоры прочитывали пьесу или оперное либретто до и после спектакля и, невзирая на лица, бичевали артистов за отсебятину.
Зрители районных театров очень любили комедии Бомарше «Севильский цирюльник» и «Свадьбу Фигаро» в постановке драматических или оперных театров — безразлично.Знали они и любили обычных в этих спектаклях исполнителей главных ролей. Как же был огорчен Б. А. Горин-Горяинов, когда однажды его основательно покритиковали за отсебятины, которые он иногда позволял себе! Больше всего он был огорчен тем, что рабкоры приписывали отсебятины желанию «подслужиться к рабочему зрителю» или предположению, что «рабочий зритель этого не понимает»…
«С ними держи ухо востро,— сказал мне как-то Горин-Горяинов, когда мы вместе возвращались с концерта.— Центральная публика терпит и не ругается, а эти… А ведь это неверно: я просто подзабыл кое-какие слова, честно, так сказать, напутал, а они…».
Рабкоры обсуждали программы концертов, иногда указывали, что именно интереснее всего пропагандировать.
В какой-то мере инициатива рабкоров принадлежит начало выпуска программ с изложением либретто и аннотациями к симфоническим концертам: они требовали помощи в освоении того и другого. Многие напоминали слова В. И. Ленина о том, что строить новую культуру без изучения старой нельзя.
Но не только для артистов были важны рецензии рабкоров. Гораздо важнее было то, что рабочий зритель относился к ним с доверием. Случалось, что рабочие со своими вопросами обращались уже не к профессионалам-артистам или критикам, а к своему брату — проще это было, легче и смелее с ним можно было спорить.
Рабкоры были почти на всех предприятиях и, кажется, обязательно при каждом клубе. Это были большей частью передовые, наиболее развитые рабочие, которых несколько лет спустя стали посылать делегатами в художественные советы театров. И на художественном совете Филармонии в бытность ее директором А. В. Оссовского и в ГАТОБе во второй половине двадцатых годов встречались рабкоры, которые интересно выступали в обсуждении сложных, а порой и глубоко принципиальных вопросов.