Попечительства о народной трезвости

Энтузиазм слушателей, требовавших постоянного оперного театра, был непреодолим. И вот в 1898 году был решен вопрос о постройке на Петроградской стороне большого Народного дома, где был бы не только театр, по и лекционные залы, сад с аттракционами и дешевым буфетом.
В середине 1899 года был утвержден проект, 20 августа 2899 года состоялась торжественная закладка здания, и 21 декабря 1900 года открылись спектакли.
Ни шестьдесят с лишним лет здание Народного дома перенесло несколько пожаров, подвергалось перестройкам и в некоторых частях стало неузнаваемым. Однако мне представляется интересным дать описание того здания, которое я застал, поступив в оперную труппу Народного дома весной 1909 года. (Цитирую по журналу «Театр и искусство», 1901, № 1.)
«Народный дом венчает великолепный стеклянный купол. Громадная арка украшает большие входные двери, скорее ворота, расположенные на площадке широкой наружной гранитной лестницы. Двери ведут в большой вал, в котором может поместиться до пятисот человек.
Сверху прозрачно-стеклянный купол, наполовину разрисованный картами пяти частей света и отдельных стран. Несколько лестниц ведут на хоры, расположенные под самым куполом. Направо от этого зала-вестибюля тянется другой, таких же размеров, с хорами в два яруса. В глубине эстрада для концертных и цирковых выступлений. Эстрада эта подъемная и легко уходит под пол. Дальше идет большой трехъярусный буфет со столиками.
Внизу, налево от вестибюля, зрительный зал па тысячу двести девяносто пять мест с ложами на балконе. По обеим сторонам партера огромное количество «стоячих мест». Техника сцены, расположение уборных для художественного персонала, вся современная техника для перемены декораций, техника пожарной безопасности, включая мгновенное открытие всех сорока восьми дверей, — па большой высоте».
Но, создав замечательное по тем временам здание, строители допустили огромную ошибку, не обеспечив необходимой акустики. Ей мешало не только обилие железаи дерева. Выход из театра в вестибюль не был достаточно изолирован, и из вестибюля во время спектакля, особенно в первые годы, доносился несмолкаемый шум.
Большое предприятие требовало серьезного художественного и хозяйственного руководства. Но им сразу завладели два человека, превратившие его в свою вотчину. Это были оставивший сцену актер Н. Ф. Сазонов [1], руководитель всех зрелищных предприятий Попечительства о народной трезвости, и пиротехник А. Я. Алексеев.
Последний в качестве главного администратора драматических спектаклей Попечительства единолично составлял репертуарные планы, перебрасывая артистов то порознь, то целыми коллективами из одного театра в другой. Он без конца режиссировал, ставил спектакли. Большой, даже выдающийся мастер театральных эффектов, Алексеев увлекался ими в такой мере, что начал сводить весь репертуар к феериям в всяческим другим чисто зрелищным представлениям. Отличаясь неистощимой энергией и почти такой же фантазией, он в то же время не мог похвастать ни тонким художественным чутьем, пи чувством меры. К тому же выдумки его, при почти полном отсутствии в те годы охраны труда и достаточных противопожарных мер, бывали в такой степени рискованными, что Попечительство было вынуждено страховать жизнь и здоровье всех своих работников от несчастных случаев. Однако, вспоминая феерии и другие эффекты 1909—1912 годов (время расцвета деятельности Алексеева), порою удивляешься, в какой степени его театральные эффекты были интереснее многих современных…

Ваше мнение...

Рубрики