После окончания консерватории

На моей памяти, пожалуй, пи один аккомпаниатор не играл Римского-Корсакова и Метнера, Шуберта и Россини, Моцарта и Прокофьева так, как их играл Бихтер. Но сольное исполнительство не стало его профессией, после окончания им консерватории его сольных выступлений мы не слышали: он целиком посвятил себя ансамблевой деятельности. С течением времени он даже сузил свою задачу, предпочитая всем музыкальным инструментам человеческий голос.Влияние Бихтера на исполнителей его времени (включая и дирижеров) было огромно. Его своеволие, своеобразное, сугубо индивидуальное, порою изощренное толкование исполняемых произведении часто вызывало нападки. Но объективные ценители умели разобраться в его искусстве. Шестого января 1917 года после концерта из произведений М. Гнесина с участием И. Алчевского и М. Бихтера мы прочли в «Речи» отзыв В. Каратыгина о «блистательном виртуозном аккомпанементе М. А. Бихтера»: «…сочетание великолепного тенора Алчевского с красочной игрой Бихтера, — писал критик,— доходит до предела желанного и мыслимого. Невозможно представить себе более тесный контакт между личностью композитора, индивидуальностью певца и артистической физиономией пианиста».
Не могу не вспомнить любопытный случай на репетиции этого концерта в присутствии М. Гнесина. И. Алчевский — культурнейший вокалист, обладатель прекрасного голоса — создал собственную концепцию гнесинской музыки, он упорно и горячо ее отстаивал. Бихтер говорил, как всегда, тихо, не навязывая, но советуя. Алчевский, человек болезненно нервный, возражал возбужденно, запальчиво. Слов Бихтера мы не слышали, а реплики Алчевского волновали. Но вот его голос стал сникать, интонации наполнились сомнениями и неожиданно вырвалось ликующее восклицание: «Бихтер меня отравил, отравил, отравил!»
Зная буквально всю камерную литературу, сам неповторимый, талантливейший исполнитель-певец, хотя и без того голоса, который дает право на публичное выступление, Михаил Алексеевич Бихтер обладал еще огромным даром внушения и, как выражался В. Каратыгин, «колдования». Вот почему ансамбль Духовская — Бихтер с первого появления на эстраде привлек внимание всей музыкальной общественности.
У Веры Осиповны Духовской было небольшое и ничем особенным не блиставшее сопрано. Средняя сила звука, средний диапазон лирического голоса, ровного во всех регистрах, но голоса «умного», как говаривал Горький, способного ярко отображать все, что исполнитель чувствует. Если прибавить к этому отличное музыкальное чутье, умение проникать в самую глубину исполняемого произведения, чувство меры, изящную дикцию, плюс скромную, но всегда одухотворенную мимику — короче,общую музыкально-драматическую талантливость, мы легко представим себе тот успех, который сопутствовал такому ансамблю, как Духовская и Бихтер, независимо от того, исполнял ли он старинные романсы Гурилева или «Гадкого утенка» Прокофьева. Различие в музыкальном языке авторов, переключение из одного жанра в другой не представляли для них никаких трудностей. Программы этого ансамбля без конца варьировались и охватывали сотни классических и современных произведений.
Несколько иным был ансамбль Вырлан и Давыдовой.

Ваше мнение...

Рубрики