Слово за слово — и оппоненты бросились друг другу навстречу с поднятыми кулаками
Веритэ утверждал, что после несомненно предстоящей победы большевистских идей проектируемое общее правление всех существующих цеховых союзов явится трамплином для организации производственных профсоюзов. Надлежит поэтому принять тезисы И. М. Лапицкого о создании объединенного правления всех профсоюзов в области искусств.
Руководители конференции, заседая по восемнадцать часов в сутки, к единому решению по многим вопросам все же прийти не могли. Застряла в памяти крупная перепалка между В. Э. Мейерхольдом и И. М. Лапицким.
Было около четырех часов ночи. Мейерхольд в пылу фантазирования высказал предположение, что в будущем спектакли надо будет начинать в пять часов утра, дабы люди получили эстетическую зарядку до работы.
«Это их окрылит и сделает легким их труд!» — восторженно воскликнул он, широко шагая взад и вперед по кабинету Лапицкого. Последний резко сказал, что мы все измождены трехдневными спорами, что мы собрались для дела, а не для безумного фантазирования. Слово за слово — и оппоненты бросились друг другу навстречу с поднятыми кулаками. Не знаю, чем бы это кончилось, если бы между ними не выросла могучая фигура эстрадного артиста Марка Добрынина…
Если судить по внешнему эффекту, то перед лицом назревавших событий актерская конференция заметных следов как будто не оставила.
Резолюций было принято немало, но нельзя сказать, чтобы все они были абсолютно логичны. Так, например, требование, чтобы антрепренеры давали деньги, но не имели права вмешиваться в репертуар и главные художественные вопросы, при капиталистическом строе было неосуществимо. Оно казалось просто смешным еще и потому, что защитники этого требования Таиров и Мейерхольд были хорошо известны как специалисты по организации дефицитных предприятий даже в виде отдельных
спектаклей. Тем не менее в резолюцию этот пункт вошел. И только Лапицкий, рационально мыслящий человек, внес в протокол свое коренное возражение против в то время действительно нелепого решения.
Буржуазная печать не публиковала материалов конференции. Они не получили широкого распространения в актерской среде. Между тем не будь конференции, вряд ли так легко состоялось бы объединение цеховых профсоюзов.
Не прошло и месяца после Всероссийской актерской конференции, как 17 сентября 1917 года был организован Центральный совет профсоюзов работников театров и зрелищ, сокращенно Центротеатр, который не надо смешивать с Центральным театральным комитетом при Народном комиссариате по просвещению, учрежденным в 1919 году.
Первейшей обязанностью нашего Центротеатра было сохранение во что бы то ни стало театральных организмов наибольшего идейно-художественного значения. Для этого прежде всего нужно было гарантировать помещения от самочинного захвата их другими организациями, добиться смягчения налогового бремени и, как это ни парадоксально, тут же ввести налог на владельцев кинотеатров в пользу самого Центротеатра, который, в свою очередь, не имел средств на существование.