Сложны и многообразны задачи солистов
Вагнеровские «Мастера пения» один из труднейших, а возможно, и самый трудный спектакль всего оперного репертуара. Прежде всего, он длится четыре с половиной часа, не считая антрактов. Темы оперы и их развитие отличаются, как всегда у Вагнера, подлинной симфоничностью, а это требует и от оркестрантов особого внимания и дополнительной работы. Громадные и разнообразные по своему характеру и полифоничности хоровые номера могут быть хорошо исполнены только при максимальном напряжении слуха и внимания всего хора.Если оркестрант сидит на одном месте и смотрит в ноты, изредка поглядывая на дирижера, то у артиста хора есть свои сценические задачи и в хорошей постановке он не имеет права смотреть на дирижера.
Сложны и многообразны задачи солистов. Из четырнадцати исполнителей пятеро имеют грандиозные по протяженности партии, «маленькие» же партии остальных девяти по количеству тактов и трудности ансамблевых сцен часто превосходят иные «первые» партии многих итальянских, а порой и русских опер. Трудность этих партий заключается еще в том, что они сплошь да рядом зависят друг от друга, и горе тому исполнителю, который вздумает в своих вступлениях ориентироваться на партнеров: попадись в ансамбле один недостаточно ритмичный певец или просто кто-нибудь наврет, и весь ансамбль «превратится в кашу», все пойдет прахом. Исполнители должны хорошо знать музыку и самостоятельно ориентироваться только на нее.
Как бы ни стремился дирижер к выразительной фразировке, он должен прежде всего обеспечить ритмическую и интонационную точность.
Как ни бравировал дирижер первой постановки «Мастеров пения» в ТМД Георг Шнеефогт, говоря, что от ошибок Вагнер в гробу не перевернется, но от отсутствия должной выразительности потеряет загробный сон, он в первую очередь обеспечил именно точность ритмических акцентов. Когда оперу репетировал в Госботе Григорий Григорьевич Фительберг, он с первых спевок обеспечил ту же сторону. Строгий классик в исполнении, превосходный музыкант, он в несколько уроков с каждым исполнителем достиг внушительных результатов и в немыслимо короткий срок да еще в условиях осени 1919 года добился отличного твердого ансамбля.
Для постановщика «Мастеров пения» основная трудность в обилии в опере разнообразных четких музыкальных тем. Легко ориентироваться на любую музыкальную тему, если она звучит одна, но в «Мастерах пения» они часто переплетаются, перемежаются, и тогда постановщик должен следовать за темой того персонажа, который в данную минуту занимает на сцене ведущее положение. И. М. Лапицкий в свое время основательно отработал это в ТМД, так что при постановке в Госботе, семь лет спустя, ему было легче, чем дирижеру.Внимание к ритму и темпу, воспитанное у артистов ТМД, жило в их сердцах и какими-то неведомыми флюидами передалось и тем, кто приобщился к «Мастерам пения» впервые.