Союз сценических деятелей

Стала давать ядовитые плоды вульгарно понимаемая свобода от цензуры, и морем разливанным потекла в театры порнография. Стали активнее ярые футуристы, декаданс и снобизм получили новый толчок.
Радуясь и всячески приветствуя в марте отмену цензуры как явление демократическое, работники искусства уже в июне увидели, что «свобода» без руля и без ветрил неминуемо доведет бог знает до какого разложения и падения вкусов, и неожиданно, хотя как будто и с разных позиций, заговорили о необходимости все же установить какое-то руководство искусством, в частности театрами.
Союз сценических деятелей летом 1917 года занялся борьбой с порнографией. Так как большинство артистов по согласованию с Петросоветом было зачислено в артистическую команду 171-го пехотного полка, мы добились приказа этим артистам не выступать в сомнительных спектаклях. Издать такой приказ было нетрудно — гораздо труднее было провести грань, где кончается повесть о страстной любви ж где начинается порнография. Дискуссии с пристрастием и без пристрастия наводнили театры и профсоюзы, с каждым днем все очевиднее становилось, что без регулирующего идеологического центра искусство развиваться не может.
Разгорелись яростные споры. Противники «узды на свободное слово» боялись, что всякое руководство и цензура неминуемо повесят «на ноги людей искусства и литературы тяжелые гири», как выспренно выражались мелкие репортеры, и в то же время вряд ли будут в состоянии приостановить тот поток порнографии и реакционной мути, который наводнил театры. Оппоненты же с пеной у рта доказывали, что руководство какого-нибудь высокопросвещенного министра будет полезным и поможетподнять массы простого народа до высокого искусства вместо того, чтобы прислуживать дурным вкусам.
Рядовой деятель театра вначале отнесся было с интересом ко всем этим спорам, но, не будучи в состоянии составить собственное мнение и вообще не привыкши разбираться в сложных проблемах, скоро остыл и стал ждать, «что скажет начальство». Между тем «начальство», то есть Временное правительство, совершенно не занималось этими вопросами.
И вот по инициативе председателя Петроградского союза сценических деятелей И. М. Лапицкого было решено созвать Всероссийский съезд деятелей театрального искусства. Списавшись с большим количеством городов, где имелись самостоятельные профсоюзы или филиалы московского центра, инициаторы запланировали такой съезд на 19—24 августа 1917 года в Петрограде.
В это время не только трудно было надеяться на успешное разрешение назревших вопросов, но трудно было и собрать делегатов. Пришлось ограничиться конференцией. И хотя вопросы повестки дня, заранее согласованные с Москвой и крупными театральными центрами, интересовали всех, делегатов съехалось очень немного.
Повестка дня охватывала все стороны актерской жизни: художественные, социальные, условия труда, специальное образование и т. д. Председателем конференции был избран в то время уже достаточно популярный А. Я. Таиров, заместителями — И, М. Лапицкий и актер Московского Малого театра М. Ф. Ленин.

Ваше мнение...

Рубрики