Установки правительства в области искусства
Организованный в сентябре 1917 года Центротеатр представлял собой объединенное правление всех профессиональных союзов в области искусств, в своей внутренней деятельности совершенно автономных, но в трудную минуту готовых друг другу помочь.
Центтротеатр значительно облегчил реорганизацию осенью 1918 года цеховых профсоюзов в единый производственный Союз работников зрелищных предприятий, весной 1919 года переименованный во Всерабис — Всероссийский профсоюз работников искусств, в который вошли также работники литературы, учебных заведений в области искусства и музеев.
Народного комиссариата искусств не было, но был бесконечно любимый и уважаемый всеми нарком просвещения А. В. Луначарский, прозванный Батькой искусств. Человек редкой эрудиции и большой души, он но достоинству ценил энтузиазм и знания профсоюзных активистов Москвы и Петрограда ж нередко на них опирался.
Медленно, по неуклонно создавалась обстановка, при которой Рабис занял положение регулирующего, а порой как бы и руководящего областного центра.
Влияние профсоюза на идейно-художественную сторону деятельности театров, вузов, специальных школ или музеев очень укрепляло то, что в правление постепенно втягивались крупнейшие специалисты всех областей: артисты, художники, музыканты и т. д.
Установки правительства в области искусства уже встречали сочувствие широких масс актеров. В частности, этому содействовали неоднократные беседы и выступления в печати, в которых А. В. Луначарский, приобретший к тому времени огромный авторитет, доказывал, что модернизм, упрощенчество отнюдь не обязательны для деятелей искусства и что постановки классических произведений в том духе, как они создавались их авторами, ни в какой мере не должны считаться реакционными действиями.
Тем не менее многие крупные артисты не были в состоянии разобраться в новых организационных формах. Так, например, в мае 1919 года ко мне в правление Раби-са явилась бывшая «солистка его величества», замечательная певица и профессор консерватории Аделина ЮльевнаБольска с жалобой на отсутствие в консерватории местного комитета.
— Позвольте, — воскликнул я, — у вас же есть местный комитет, его председатель — Исаченко.
— Что вы, — обиженно ответила очаровательная певица, — это же местком, он же никаких прав не имеет. А вот местный комитет (то есть правление) все может.
B середине сезона 1920/21 года можно было говорить о почти полной стабилизации учреждений искусства. За исключением цирка, театра оперетты и двух-трех маленьких коллективов, почти все было национализировано. Бывшие императорские театры стали называться Государственными академическими, некоторые другие коммунальными, некоторые стали предприятиями трудовых коллективов, были найдены еще какие-то формы объединений.