Вмешательства в выбор пьес
«…Если в специальном органе, призванном обозревать жизнь театров, можно встретить статью априори недобро-Желательного тона к первым шагам организованной борьбы актерства, то нам — актерам — очевидно, что помимо своих прямых противников-антрепренеров нам предстоит еще много возни с так называемыми «друзьями театра».
Вы, г. Б. Н., так много пишущий о театре, читали постановление Совета по делу Малого театра, очевидно, внимательно, как и я, но вы совершенно определенно берете под защиту беднягу Суворину, награждая полным презрением протест артистов и даже посмеиваясь над совершенно справедливым покровительством, оказываемым этому делу Советом рабочих и солдатских депутатов.Начнем с вашего удивления применением Союзом тех самых мер, которые применяют рабочие на фабрике. Профессиональный Союз потому и называется профессиональным, что он берет на себя охрану труда данной профессии… Эта азбука вам известна, но вы — печальники русского театра, —вы поражены, как труппа становится на одну ногу с фабрично-заводскими рабочими для отстаивания своих профессиональных и экономических интересов. Неужели вам не приходит в голову, что только в организованной среде (сколько лет все друзья театра взывают к организации!) актерство сможет попутно с улучшением своего печального экономического положения поднять и самую суть того дела, которому оно служит? Как не приходит в голову, что против той же пугающей вас порнографии актер сможет протестовать только тогда, когда для защиты своей профессиональной чести он сможет призвать настоящую профессиональную организацию!..
Вам кажется ужасным посягательством на право частной собственности желание артистов участвовать в художественном управлении предприятием, и вы спешите от имени Сувориной предположить, что она отнюдь по обязана вводить новшества, которых нет даже в самых благоустроенных частных театрах. А я вот читал в газетах и достоверно знаю, что такой порядок уже введен в некоторых театрах (см. «Обозрение театров», № 3464). Жаль, очень жаль, если вы этого не знали! А право частной собственности в театральном деле, по-моему, отнюдь не пострадает от того, что г. Бобрищев-Пушкин вместо вмешательства в выбор пьес будет присматривать за экономным расходованием топлива или холста для декораций…
Вместо совершенно беспристрастного рассмотрения деталей вы с настойчивостью, достойной лучшего применения, нажимаете на то, что попутно с борьбой за качество репертуара артисты требуют минимум в сто рублей. А от этого минимума вам не стало жутко? А ведь артисты за него еще только борются! И где: в столице, в одной из состоятельнейших антреприз!..
Ваша печаль о самом театре непонятна. Ибо вы понимаете, что, арендуя театр, госпожа Суворина должна играть. Если она должна играть, она должна пригласить труппу. Кроме своих же артистов, она других не получит, ибо все места под бойкотом. Ее же труппа вернетсятолько тогда, когда при удовлетворении постановлений Совета ее представители будут допущены к участию в руководстве художественной стороной предприятия. И тогда общество, культура, искусство, цветы и все прочее, о чем вы заботитесь, только выиграют.
Если же, паче чаяния, госпожа Суворина не откажется от своих «монархических принципов и плохих пьес» (простите, если я пользуюсь вашей удачной формулой), она должна будет отказаться от театра, уступить место другому, чтобы не платить за аренду, не имея возможности эксплуатировать арендуемое здание. А в таком случае все ламентации на тему о загашаемом очаге искусства не более как вода на мельницу госпожи Сувориной».