Воинские части, которые оплачивали выступления артистов пайками красноармейцев
Уже за короткий период небывалого размаха в приобщении народа к музыке выявилась большая любовь и интерес широких масс, рабочих в частности, к вокальному искусству вообще, к оперному в особенности. Даже в дни красного календаря, когда из трех часов на митинг-концерт на самый концерт уделялось максимум полтора часа, от артистов нередко требовали либо сцен из опер, либо по крайней мере арий. Устроители концертов безошибочно определяли, какой аудитории что нужно, и заранее уточняли интересные программы.
Требования обычно сводились к сцене в саду и к последней сцене из «Евгения Онегина», к сцене в спальне графини и Канавке из «Пиковой дамы», к «Паяцам», ко второму акту из «Тоски», причем, при помощи перетекстовки двух-трех фраз, Каварадосси перед пыткой, которая проходит за кулисами, оказывался на сцене и исполнял свою знаменитую арию «Сияли звезды» из третьего акта и т. д.
Были воинские части, которые оплачивали выступления артистов пайками красноармейцев. Их завкультотделами, точнее политруки, в первую очередь требовали «Евгения Онегина» из русской классики, «Паяцев» и «Кармен» из западноевропейской — пусть без декораций и костюмов, но оперу!
Значительно участились выездные оперные спектакли в рабочих районах, причем эти выезды организовывали не только профессиональные театры или клубы, но и какие-то пролеткультовские коллективы, собиравшиеся ad hoc (на данный случай). Пролеткульт сделал даже попытку организовать оперную студию. Оперу Джордано «Андре Шенье» не без успеха показывал театрик «Марем» (расшифровку забыл).
В районных спектаклях, которые устраивали рабочие клубы силами профессионалов, чаще всего шли «Демон», «Риголетто» и «Севильский цирюльник», реже «Евгений Онегин» и «Травиата». Самодеятельность же обычно начинала с «Русалки», затем переходила к «Евгению Онегину», «Фаусту» и «Травиате».
Особенное распространение получили спектакли концерты после того, как весною 1919 года И. М. Лапицкий и А. М. Давыдов при содействии популярного в то время драматического артиста А. М. Разумного организовали Театр музыкально-драматических миниатюр и комедий в «Пти-паласе» (помещение, в котором теперь размещены вешалки Театра музыкальной комедии). На маленькой сцене бывшего кафешантана ставилась небольшая комедия продолжительностью в тридцать-сорок минут, затем (иногда наоборот) шла какая-нибудь опера, сведенная в один акт длительностью около часа. От десяти до пятнадцати минут уходило на перерыв, после чего спектакль шел вторым сеансом. Группа без оркестра, хора и балета состояла из хороших солистов — М. В. Веселовская, Е. Ф. Деранкова, А. М. Давыдов, И. В. Тартаков и т. д., аккомпанировала С. О. Давыдова, иногда М. Т. Дулов. Я был отнюдь не единственным Тонио в этой труппе, но за десять дней «Паяцы» только с моим участием шли в «Паласе» семь раз — И, 12, 15, 16, 17, 18 и 20 июля. А одновременно те же «Паяцы» шли и в других местах с другими исполнителями.