Художественные различия
Важную роль в спектакле играло художественное оформление. Молодой тогда Владимир Алексеевич Щуко считал, что его нужно решать графически, используя национальные мотивы. Скупость красок должна была отражать угнетенное положение, в котором оказалась терзаемая язычниками Иудея. И Щуко облачил всех иудеев в молитвенную одежду — талес. Скромная расцветка этого талеса — изжелта-белый фон с коричневато-чернымиполосами — напоминала сохранившееся в быту молитвенное облачение, и, многим знакомое, оно не требовало разъяснении. Был учтен и ораториальный характер оперы. Некоторые моменты строились на определенных эффектах статичности, мизансцены напоминали барельефы, в таких эпизодах хор или ансамбль иногда усиливал впечатление от музыки как будто неожиданной мощной волной звуков.
Работа над «Маккавеями» в относительно короткий срок создала перелом в настроениях труппы Госбота, помогла разбудить и выявить большую творческую потенцию нового коллектива, спаянного из двух разнородных частей. Спектакль имел большой успех.
С большим успехом был поставлен и «Садко». Немало разговоров вызвал «Фауст» в постановке начинавшего тогда свою режиссерскую деятельность А. М. Грановского.
Грановский пытался перенести в оперный театр модную тогда биомеханику Мейерхольда и некоторые принципы постановок Рейнгардта. Кое-какие сцены вышли в «Фаусте» удачными, но цельности в спектакле не было, и оперного моря синица Грановского не зажгла, хотя некоторые пролеткультовцы пытались кое-что воспринять как революцию в опере…
Но и спектакль Грановского отличался большой слаженностью, до революции в Народном доме неведомой. Здесь начали сказываться те новые методы борьбы за качество спектакля, которые отличали советский театр от дореволюционного.
Художественные различия между представителями разных школ постепенно сглаживались, и при постановке «Долины» ДАльбера режиссура прежних трудностей уже не испытывала.
О «Долине» хочется сказать особо. Эта опера была поставлена И. М. Лапицким и А. Э. Маргуляном очень просто.
Сюжет ее не сложен. Помещик Себастьяно насильно сделал деревенскую девушку Марту своей любовницей. Он узнает, что Марта любит пастуха Педро, и хочет устроить их брак, но нагло, нисколько не скрывая этого, желает продолжать с Мартой прежние отношения. Пастух подстерегает его на мельнице и убивает.
Педро со своим стадом живет в горах, мельница и деревня находятся в долине. Музыка оперы написанас большим мастерством, в ней явственно отражаются и горный и деревенский пейзажи.
«Долина» — опера веристского толка, в ней изображена жизнь простых людей Испании. И хотя в костюмах сказалась какая-то «экзотика», все артисты очень быстро усвоили стиль произведения и соответственную манеру исполнения.