БИБЛИОГРАФИЯ. И. Соллертинский «ГУСТАВ МАЛЕР»
Литературы на русском языке о Малере нет (за исключением брошюры Пауля Беккера, см. ниже в библиографии № 3, нескольких страничек в упоминавшейся нами выше статье Ромэна Роллана из сборника «Музыканты наших дней» и немногочисленных, в большей своей части весьма поверхностных газетных и журнальных рецензий).
Из многочисленной иностранной литературы укажем лишь на важнейшие работы:
1. Gustav Mahler.—Briefe. 1879—1911. Herausgegeben und eingeleitet von Alma Maria Mahler. Paul Zsolnay Verlag. Berlin—Wien—Leipzig. 1925.
Это—собрание 420 писем Малера к разным адресатам-друзьям, музыкантам, музыковедам и т. п.,—изданные женой Малера—Альмой-Марией Малер, с введением и комментариями. Некоторые из писем имеют исключительный интерес, как человеческие документы, дающие самоанализ душевной жизни и творческих замыслов композитора. Письма размещены в хронологическом порядке по четырем основным разделам биографии Малера: юность 1879—1888, годы странствований 1889—1897, работа в Венской опере 1897—1907, отъезд в Америку и последние годы 1907—1911. Особенно драгоценный материал представляют письма к Бруно Вальтеру и Виллему Менгельбергу.
2. Paul Bekker. Gustav Mahlers Sinfonien. Berlin.Schuster und Loeffler. 1921.
Обстоятельный и во многих отношениях превосходный конструктивный анализ десяти Малеровских симфоний. Содержит ряд ценных замечаний относительно стилистических особенностей Малеровского письма. Очень полезен при изучении партитур.
3. Пауль Беккeр. Симфония от Бетховена до Малера. Русский перевод Р. Грубера под редакцией и со вступительной статьей Игоря Глебова. Издательство «Тритон», 1926.
Талантливый небольшой очерк, рассматривающий трансформации жанра симфонии в XIX в. от Бетховена до Малера. Позиция автора формально-социологическая. Наиболее интересны те страницы, где автор устанавливает в качестве конститутивного момента самого определения симфонии, как жанра, наличие определенно организованного коллектива—слушательской аудитории.
4. Richard Specht, Gustav Mahler. Deutsche Verlag-Anstalt, Stuttgart—Berlin. 1925.
Книга принадлежит перу известного венского литературного и музыкального критика и написана в импрессионистской манере. Интересен раздел, посвященный деятельности Малера в Венской опере. Удачна эскизная характеристика образа Малера в первой части. Менее удалась третья часть—пересказ симфоний Малера, хотя местами попадаются яркие образы. Среди приложений—любопытный анализ незаконченней рукописи X симфонии, а также хронологический указатель поставленных или возобновленных Малером в Венской опере произведений за 1897—1907 г. Первое издание этой книги вышло в 1913 г. С тех пор книга часто переиздавалась.
5. «Gustav Mahler». Ein Bild seiner Personlichkeit in Widmungen. Munchen, R. Piper Verlag. 1910.
Это—изданный к 50-летию со дня рождения Малера сборник статей и посвящений, где объединились, в первый и последний при жизни Малера раз, тогда еще немногие из европейских литераторов, музыкантов и ученых, ценивших Малера не только как дирижера, но и композитора. Среди авторов сборника—писатели Ромэн Роллан, Гергарт Гауптман, Артур Вницлер, Гуго фон Гофмансталь, Стефан Цвейг, Герман Бар, композиторы и музыканты Рихард Штраус, Поль Дюка, Макс Регер, Альфредо Казелла, Ганс Пфицнер, Макс Шиллингс, Бруно Вальтер, Оскар Фрид, знаменитый музыковед Гвидо Адлер и мн. др. Сборник издан под редакцией венского критика Пауля Стефана и украшен превосходной фотографией бюста Малера, сделанного великим французским скульптором Огюстом Родэном.
6. Paul Stefan. Gustav Mahler. Eine Studie uber Werk und Peraunfichkeit Munchen, Piper Verlag. 1920.
Популярная, переведенная на многие языки книга, интересная главным образом своей биографической частью, которая написана с большой любовью и изобилует многими интересными деталями, особенно в отношении молодости композитора и eго творческого созревания. Пауль Стефан—один из самых неутомимых пропагандистов симфонизма Малера на Западе. К книге приложены любопытные статистические данные об исполнении Малера в Европе, расположенные в хронологическом порядке.
7. Guido Adler. Gustav Mahler. Wien, Universal—Edition, 1916. Книга эта принадлежит перу крупнейшего немецкого музыковеда Гвидо Адлера и дает сжатый, но серьезный анализ жизни и творчества Малера, не внося, впрочем, ничего существенно нового.
8. Rudol f Mengelberg. Mahler-Festboek. Amsterdam. 1920.
Написанный на голландском языке небольшой этюд, дающий достаточно удачную популяризацию симфонического творчества Малера.
Мы не будем продолжать этот список; в него вошли наиболее существенные монографии о Малере. В общем, как и следовало ожидать, они либо освещают—иногда весьма удачно—биографическую сторону, либо дают конструктивный и просто формальный анализ. Социологические обобщения сравнительно, редки и не выходят за пределы буржуазной социологии. Интересна статья о Малере французско-швейцарского музыковеда и критика Вильяма Риттера в одном из томов ныне заканчивающейся выходом в свет большой французской музыкальной энциклопедии Лавиньяка, где удачно охарактеризовано отношение к Малеру в послевоенной Европе. Менее удачна попытка осмыслить творчество Малера в философском плане, сделавшая известным представителем так наз. Дармштадской школы в философии Рудольфом Паннвитцем в 1 томе его основного труда «Kosmos Atheos».
Мы лишены возможности, дабы не затягивать биографической справки, упомянуть о нескольких книгах воспоминаний о Малере (Бауер—Лехнер и др.), а также назвать хотя бы самые значительные из многочисленных немецких, французских, английских и американских журнальных статей. Наиболее интересное из журнальной литературы—специально посвященные Малеру номера венского журнала «Musikblatter des Anbruch» (1920 г. № 7—8 и 1930 г. № 3).
Все сочинения Малера (партитуры, оркестровые голоса, карманные партитуры, переложения для 4-х или 2-х рук, сборники песен и т. д.) изданы венским Universal—Edition.