Малер становиться известным.

Начало славы Малера, как композитора, датируется довольно точно крушением германского империализма в 1918 г. и Версальской катастрофой. Кратковременная вспышка экспрессионизма, когда мелкобуржуазной интеллигенцией с особенной интенсивностью переоценивались культурные ценности капиталистической Германии, дает толчок одновременно культу, Достоевского и Малера. Их сближают. Малера называют—не без некоторого социологического основания—«Достоевским музыки». Малер популярен главным образом среди левой части радикальной мелкобуржуазной интеллигенции. Малера противопоставляют Вагнеру, как идеологическому предшественнику немецкого империализма. В 1920 году в Голландии (а не в обнищавшей Германии) устраивается Международное Малеровское празднество, куда съезжаются представители левой интеллигенции (впрочем, по преимуществу—побежденных стран: Австрии, Германии), и где Менгельберг исполняет в торжественном цикле все симфонии Малера. Однако, когда в «стабилизирующейся» Германии начинает восстанавливаться капиталистическая промышленность, культ Малера естественно начинает идти на убыль. Его играют, его уже причислили к великим классикам, он вошел в историю музыки, о нем написаны многочисленные монографии (лучшие из них—Пауля Беккера и Рихарда Шпехта), но большего общественного резонанса нет (кроме слоев мелкобуржуазной интеллигенции). Фашистской Германии с Малером не по пути: она возрождает националистический культ Вагнера 4). Не последнюю роль в недооценке Малера играет и антисемитизм, за последние годы распространяющийся среди буржуазных кругов Германии с фатальной быстротой.
[1] Подробно об этом см. нашу работу «Гектор Берлиоз» (Гос. муз. издательство, 1932).
[2] Из концертных эстрад СССР только Ленинградская Филармония исполняла Малера относительно часто, в результате чего Малер пользуется в Ленинграде достаточно прочным успехом. За 10 лет существования Лен. Филармонии 1-я симфония Малера была исполнена 4 раза, II-я—5, III—2, IV-я—2, V-я—4, VI-я—ни разу, VII-я—1, VIlI-я—ни разу, IХ-я—1, «Песнь о земле»—3 раза. Успеху много способствовало исполнение симфоний дирижерами Малеровской школы—Клемперером, Бруно Вальтером, Александром Цемлинским, Фрицем Штидри и др.

[3] Как характерный образец «критики» Малера приведем несколько выдержек из рецензии на исполнение 7-й его симфонии дирижером Артуром Боданским в 1913 году в .Петербурге: «единственно лишь кротостью и незлобивостью петербургкой публики можно объяснить тот факт, что шумная, бездарная и долговязая (siс!) 7-я симфония Малера (в 6-м концерте Кусевицкого) была доиграна до конца, а дирижер А. Боданский награжден аплодисментами. Трудно себе представить больше претензий и самоуверенной непринужденности, нежели в этом напыщенном и будто бы демократическом произведения. Конечно, если понимать демократизм в смысле пользования народными кабацкими мелодиями, которыми пестрит эта милая симфония, то дальше уж идти некуда. Но если это представляет какую-нибудь ценность для немецкой публики, то уж для русской—никакой, разве для приволжских колонистов»… Дальше автор рецензии, признавая все же «громадную композиторскую технику», «непосредственность», ряд «недурных моментов» и «изумительное знание средств инструментов», продолжает все же громить симфонию все в том же черно-сотенно-шовинистическом стиле, желая оградить «россиян бессчастных» от немецкого композитора, удивляясь, почему Шенберг, к которому рецензент почему то благоволит, ставит Малера «чрезвычайно высоко, чуть не наравне с Бетховеном». Рецензия эта помещена в № 113 журнала «Музыка», а автором ее, скрывшимся за псевдонимом «Мизантроп», является один весьма плодовитый московский симфонист. В прочих отечественных дореволюционных журнальчиках тон еще более циничный: «шарлатанство», «жидовское трюкачество» мелькает на каждой строчке. Нечего добавлять, что все эти «рецензии» писались после первого, и к тому же предвзятого, прослушания, без всякого ознакомления с партитурой.

[4] Фамилия антрепренера.

[5] Tradition ist Schlamperei»—любимая поговорка Малера. «Schlamperei»—трудно переводимое в силу своей немецкой специфичности слово—примерно означает «небрежность» «неряшество», «неопрятность», разгильдяйство».

Ваше мнение...

Рубрики