Малер является создателем.
Прежде всего, неверно утверждение, что Малер сочиняет только для гиганского оркестра. Никто иной, как Малер, является создателем. Достаточно взглянуть на партитуру IV симфонии, с отсутствием в ней тромбонов и тубы, с ее индивидуализованными голосами, чтобы убедиться в исключительной экономности Малеровской инструментовки. В точном плане камерного симфонизма построен оркестровый аппарат песенных циклов. Приводим наудачу состав оркестра одной из 7 последних песен на слова Рюккерта («ich bin der Welt abhanden gekommen»): гобой, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, арфа, струнная группа. В «Рейнской легенде» (из «Чудесного рога мальчика»)—1 флейта, 1 гобой, 1 кларнет, 1 валторна и струнная группа. В совершенно камерном плане, несмотря на относительно большой состав оркестра, инструментована и одна из последних симфоний Малера—«Песнь о земле», с её своеобразнейшим колоритом, благодаря выбору звучностей и изумительному по новизне сочетанию тембров: постоянный контрапункт трубы и скрипок, бесконечно долго выдерживаемый низкий тон басов, точно истаивающий гонг там-тама, внезапно оборванный звук арфы, лирическая тема у флейты-никколо в высочайшем регистре, оригинальное введение мандолины и челесты, до гетерофонии 20) самостоятельно текущая линия флейты… Вообще, Малер, в противоположность Вагнеру и Брукнеру, всегда инструментует контрапунктически,—только голоса, и почти никогда—аккорды. В его партитурах почти невозможно найти так наз. «Fullstimmen» (дополнительные голоса для смешения основных в общий аккорд): даются только реальные голоса. При этом каждый голос индивидуализован, инструменты не смешиваются друг с другом.
Цель инструментовки Малера—не красочный эффект (как у Штрауса и импрессионистов), но рельефность, пластическая выразительность.
Таким образом, двойственность инструментального аппарата налицо: Малер оперирует то гигантскими массами, то камерным составом оркестра (сохраняя и в том и другом случае общими основные принципы инструментовки).
Корни этой двойственности—в решающем противоречии творчества композитора. Малер—«проповедник», исступленно кричащий о героическом бетховенианстве в абсолютной пустоте, среди полного равнодушия капиталистической Европы, глухой к героическим концепциям,—Малер среди «ярмарки на площади» 21) прибегает к воплю, к крику, мобилизуя гигантские оркестровые и хоровые массы, вводя человеческие голоса, напрягаясь до последних сил.