Пасторальное у Малера

Обоснованием первой симфонии у Малера является созданный им на основе народных песен юношеский цикл «Песен странствующего подмастерья». Молодость и задор, юношеский энтузиазм, восторженное исповедание природы, любовь и мечтательность, первые горькие разочарования («так ли прекрасен этот мир») и оптимистическая уверенность в лучшем будущем, жажда дела, подвига составляют содержание этого цикла.

Социальная среда, питающая этот песенный цикл—среда городских и деревенских ремесленников-одиночек, бродячих подмастерьев (что видно из названия). Первая симфония и есть развитие этого песенного цикла (уже явственно носящего в себе зародыши симфонизма) в законченную симфоническую конструкцию.

Мелодическая связь между ними очевидна в первой и середине третьей части; общая же, эмоционально-идейная—в любом такте. Первая часть симфонии построена на глубочайшем переживаний природы и ее скрытых сил. Однако—что чрезвычайно важно—в этом исповедании природы нет не только элементов имитации и звукоподражания (типа, скажем, поздней «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса) и присущих Шуберту, или шотландским пейзажам Мендельсона, или итальянским картинам Штрауса (раннее произведение «Из Италии»), или шелестящей зелени «Зигфридовского» леса у Вагнера. Наоборот, у Малера.

Природа развязывает силы человека, укрепляет его мускулы для борьбы. Пасторальное у Малера непрестанно переходит в героическое.

Ваше мнение...

Рубрики