Динамическая линия

Применение Метнером педальной вибрации нередко совпадает с завершением одного из разделов формы или окончанием произведения. Такая педаль позволяет смело строить фактуру, не опасаясь ее загрязненности. Фортепианное вступление в песне «Зимняя ночь» завершается именно так:
Вибрирующую педаль Метнер применяет разнообразно и на протяжении нескольких тактов, и на кратких построениях, порой следующих друг за другом.
Один из ярких примеров педальной вибрации — заключение «Сонаты-идиллии». В финальных семи тактах дано примечание: «Pedal al fine» (одна педаль с вибрацией, до конца)». Фактура здесь перенесена (за редким исключением — необходим басовый фундамент) в верхний регистр, а динамическая линия, начинаясь рр, ведет к еще большему успокоению. Точное выполнение авторских намерений требует подлинного владения педальной техникой. Автор адресуется к тонкому слуху и чувству меры исполнителей, без чего техника педальных градаций неосуществима.

foto-pianino-13638
Не слишком регламентированные обращения к педали Метнер любит определять ремаркой «Poco pedale». Одна из центральных ремарок Allegro из ми-минорной Сонаты соч. 25 — «sempre poco pedale» , к дополнительным педальным характеристикам автор в данном разделе формы больше не прибегает. Нередки обозначения—«poco piu pedale», «piu pedale», «con pochissimo pedale» .
Иногда педальные указания выписаны в скобках, напоминая о возможной полупедали. На примере из заключения «Романса» соч. 39 № 2 очевидно стремление автора избежать излишних педальных «туманов» — в этом Метнер был последователен. Все построение зиждется на басовом фундаменте, подкрепленном педалью. Тщательно выписанные указания вибрации и неполной смены педали ограждают звучание от возможной «грязи»:

Приведенный отрывок дает право говорить и об использовании Метнером длинных педалей, их более точной регламентации. Велика роль педали в ряде эпизодов ми-минорной Сонаты, где многоплановая фактура опирается на фундамент выдержанныхбасов . Педальные обозначения уточнены: «Ped. (lunga)», «Pedal tenuto al segno».
В последнем случае (в репризе ми-минорной Сонаты соч. 25 № 2) длинная педаль как бы окутывает «далекую перспективу», о которой напоминает автор в дополнительном примечании. Внезапная модуляция и свободный характер высказывания (quasi cadenza) служат — в сочетании с такой педалью — единой образной цели .
Метнер прибегает к длинным педалям для собирания воедино звуков развернутого пассажа, как в заключительном двутакте ми-минорной Сонаты, либо для подчеркивания гармонических сочетаний .

Ваше мнение...

Рубрики