Из записных книжек Метнера

Первая и третья части Сонаты: соч. 25 № 1 создают как бы рассредоточенный цикл вариаций.Метнеру была ведома таинственная связь музыкального материала, именуемая в учении о формах «цепляемостью» (Ю. Н. Тюлин). Проявление «цепляемости» может рассматриваться как «высший пилотаж» во владении формой. Глубинная связь материала, что гениально доказал еще Бетховен (особенно в поздний период творчества), может проявляться в различной фактуре. Органически вытекая из предшествующего, «цепляемость» будто «выныривает» на поверхность . Завершение мысли естественно становится началом новой. Так, в Первом концерте Метнера побочная партия интонационно вырастает из предыдущего материала . «Цепляемость» особенно присуща ля-минорной Сонате (соч. 30), она неоднократно встречается в «Шествии рыцарей», заключающем в себе немало тонкостей и в этом плане .

ау
Из записных книжек Метнера очевидно, что он стремился обосновать для себя принципы «цепляемости», не обольщаясь, впрочем, возможностью познать все в непознаваемой таинственности вдохновения. Идеальнейшим фактором роста формы Метнер считал присоединение нового к уже сказанному
.
Слушая произведения Метнера, невольно вспоминаешь известные строки Блока: «Художник, твердо веруй в начала и концы». У Метнера «начала» всегда значительны и рельефны. Четко обозначено вступление к Первому концерту, где возгласы фортепиано сразу вводят слушателей в драматически насыщенное действие. Захватывает тревожное начало соль-минорной Сонаты (соч. 22). Вступительный тезис, взволнованный и мужественный, выкристаллизовался у Метнера не сразу. Зато композитору удалось в нем сжато выразить основную мысль. Не случайпо и кульминация разработки и завершение Сонаты (Г. Г. Нейгауз называл его «изумительным, гениальным») построены на этом призывном мотиве.
Наипростейшими средствами высказана вступительная тема в ля-минорной Сонате (соч. 38). Эта поэтичная тема — лейтмотив цикла «Забытые мотивы» — счастливая, непостижимая находка автора, художника, доказавшего, какие неисчерпаемые возможности еще таятся в недрах мажорно-минорного строя .Чистотой и внутренним благородством отмечена тема, которой открывается Третий концерт. Таких примеров у Метнера немало — упомянем еще один, связанный с «Сонатой-балладою; М. Шагинян подчеркивала «гениальное певучее начало знаменитой Fis-durной сонаты», которую «стоило только представить себе…, чтобы очутиться в царстве мелодичнейшей лирики, берущей за душу» .
В общей концепции Метнер отводил гармонии ключевую позицию; в полифонии, как ни существенна ее роль у Метнера он видел «один из принципов гармонии в широком смысле слова» . «Гармония… есть главнейшая дисциплина нашего искусства, — подчеркивал Метнер. — …Она не только учит образованию и главным образом сочетанию аккордов, но, являясь учением о голосоведении, учением о каденциях и о модуляции, она тем самым делает невозможным подход к форме, в широком смысле слова, помимо нее, то есть без усвоения этой дисциплины» .

Ваше мнение...

Рубрики