К чистоте тембре Метнер не стремился
Каковы принципы инструментовки, избранные Метнером? В Первом концерте оркестр, выступая как один из компонентов полифонического развития, классичен и по составу (нет украшающих и эпизодических ударных инструментов), и по использованию. Хотя сольная и оркестровая партии примерно равнозначны, оркестровые tutti довольно редки. Многое поясняет авторское примечание: «Оркестр только как бы подает темы, идеи, которые разрабатываются преимущественно в фортепиано!» .
Уделяя внимание «перекличкам фортепиано и оркестра», их «чередованию» и «полному ансамблю», Метнер, судя по черновикам, ищет наиболее точное осуществление замысла Ведущим — среди равных — выступает в ансамбле солист. Значительная роль оркестра в общем звучании оправдывает буквальный смысл термина «концерт», то есть согласие. Активно участвуя в тематическом развитии, оркестр не перегружен дублированием голосов. Самостоятельная роль фортепиано ощутима даже в ярчайшей кульминации, где дублирование проведено особенно полно .
Инструментовке присуща экономность средств, столь излюбленная классиками. Часто из оркестра вычленяются отдельные голоса, образующие дуэт с фортепиано . К чистоте тембре Метнер не стремился. Деревянные духовые он использует в сочетании со струнными, за которыми, опять же как у классиков, сохраняется ведущая роль. Дерево и медь либо выполняют функции оркестровой педали, либо оказывают гармоническую поддержку. Более самостоятельное значение они приобретают в кульминациях и, конечно, в сольных или дуэтных эпизодах. При таком подходе к оркестровке колористические задачи оказываются в тени. Тщателен отбор солирующих инструментов. Особенно показательна инструментовка коды, когда мягкое пение валторн как нельзя лучше передает состояние катарсиса, определяющего заключение коды.
Принципы оркестровки не лишены уязвимости — в партитуре Первого концерта ощутим, в частности, оттенок камерности; сглаживающий некоторые противопоставления солиста и оркестра . Впрочем, инструментовку, как и любые аспекты творчества, нельзя рассматривать, игнорируя позиции автора. Гольденвейзер метко характеризовал партитуру Первого концерта: «Какой оркестр нужен был Метнеру, такой у него и есть». Одна из главных трудностей интерпретации как раз и состоит в умении соотнести сольные высказывания солиста с контрапунктическими проведениями тематизма, порученными оркестру. «Музыка эта по существу полифонична, и оркестру чаете поручается материал тематический, требующий рельефного исполнения», вспоминала А. М. Метнер, когда шла речь о недостаточной готовности оркестра к исполнению Первого концерта Метнера в Берлине (дирижер Ю. Померанцев) .