Метнер и его голос

Голос Метнера был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. «Не было у Метнера слабых ранних произведений — такое мастерство, что эти сочинения могли быть написаны этим крупнейшим мастером и в пору куда более позднюю», — вспоминал Гольденвейзер. Речь шла не только о «Картинах настроений», но и о произведениях, вышедших вслед за первым опусом: изящном Каприччио и соль-диез-минорном Этюде (соч. 4), захватывающем взволнованностью тона и ритмической пульсацией.
Значительность творческих устремлений запечатлелась в «Отрывках из трагедии», вошедших в седьмой опус. Особенно — в третьем, соль-минорном. Услышав этот «Трагический фрагмент» (под таким наименованием пьесы более известны), Рахманинов сказал: «Вот одну такую вещь написать — и можно умереть». А. М. Метнер вспоминала: «Сергей Васильевич Рахманинов всегда переживал эту вещь, очень трагичную, безысходную, даже слезы бывали на глазах».
В этом сочинении Метнер, несомненно, откликнулся на актуальные события действительности — оно было закончено, как указывал автор, «в 1904 году перед 1-й революцией (1905 года)». Текст был дополнен важным подзаголовком — «предчувствие революции» .
Музыкальная Москва стала проявлять заметный интерес к искусству Метнера. Появились статьи Н. Д. Кашкина, Ю. С. Сахновского, Ю. Д. Энгеля, единодушно отмечавших цельность художественной натуры Метнера, ее содержательность, превосходное техническое мастерство. Кашкин метко подметил главную особенность метнеровского искусства—значительность высказывания, весомость музыкальной речи. Одну из рецензий он заключил на редкость проницательно: «Вообще г. Метнер, вероятно, заставит в скором времени говорить о себе» .
Любопытный штрих: дата одного из первых концертов Метнера совпала с премьерой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сервилия». Однако многих известных музыкантов в тот вечер можно было встретить не в театре, а в концертном зале. Этот факт не ускользнул и от внимания рецензентов .
«Sonaten-Abend молодого московского композитора и пианиста Н. К. Метнера привлек многих слушателей, горячо и по заслугам принимавших артиста» , — это мнение газеты «Русский листок» разделялось многими критиками. Об успехе вечера можно судить и по исполнению Метнером сверх программы прелюдий Рахманинова и собственных «Арабесок». Но, конечно, центром программы была его же Первая соната. Еще до публичного исполнения ею заинтересовались многие музыканты, и прежде всего — И. Гофман. Во время встречи с Метнером он назвал эту Сонату «самым значительным явлением из всех знакомых ему современных фортепианных пьес» и пожелал получить ноты .
Именно после знакомства с фа-минорной Сонатой Метнера Танеев произнес: «Метнер родился с сонатной формой…»

Ваше мнение...

Рубрики