Метнер не любил вспоминать…

Однажды, вернувшись из реального училища, Николай твердо заявил, что со школьными занятиями покончено и он намерен поступать в консерваторию. Решение Николая вызвало в семье немало сомнений и возражений, и лишь с помощью старшего брата Эмилия, готовившегося к экзаменам в университет, Николай получил согласие родителей.Ф. К. Гедике настолько хорошо подготовил племянника к поступлению в консерваторию, что он в 1892 году был сразу принят на четвертый курс младшего отделения . Профессор А. И. Галли, к которому был назначен Николай, не оставил глубокого следа в его пианистической биографии. О занятиях с ним Метнер не любил вспоминать, по вскользь оброненные высказывания позволяют утверждать, что высокой взыскательностью Галли не отличался .
Нетрудно представить, насколько увлек Метнера своими уроками ученик Ф. Листа, профессор П. А. Пабст, в классе которого молодой музыкант начал заниматься в 1894 году и прошел немало фундаментальных сочинений классиков. Об этом можно судить по выступлениям Метнера на студенческих вечерах. В первый же год учебы у Пабста он играл первую часть до-минорного Концерта Бетховена (7 декабря 1894 года). Вскоре шестнадцатилетний пианист вышел на эстраду с бетховенской «Аппассионатой» — сочинением, сопутствовавшим ему на протяжении всей творческой жизни. К этим работам можно отнести и «Токкату» Шумана, которую Метнер проходил с Пабстом. Здесь же были подготовлены и такие произведения виртуозного плана, как, например, «Риголетто» Верди — Листа. 22 января 1897 года вместе с учителем Метнер исполнил Концерт Шумана — менее чем за четыре месяца до кончины П. А. Пабста. Внезапная смерть учителя тяжело переживалась учениками. А. Ф. Гедике вспоминал, что Пабст был не только весьма авторитетным педагогом, но и горячо любим учениками. А. Б. Гольденвейзер также подчеркивал, что у Пабста не было «ни панибратства, ни товарищеского отношения…, но чувствовалась большая Сердечность, и все ученики его очень любили» , он ставил Пабста как учителя необычайно высоко. Для нас же особенно интересно мнение Метнера, который не раз говорил своим ученикам, что именно занятия с Пабстом в значительной степени способствовали его формированию как пианиста .
Метнер, которого Пабст вел очень заботливо и внимательно, был потрясен кончиной любимого учителя. «Пабста — нет! Этими словами был я поражен до глубины сердца. В этих словах — все горе. Зачем же их раскалывать на тысячу других слов!.. Пошли теперь толковать, каков авторитет был Пабст!» — писал он брату .
Как ни велико было горе, но жизнь заставляла думать и о новом учителе. «…Советую тебе после экзамена просить Сафонова принять тебя в число его учеников, — писал Эмилий брату,— …иначе опоздаешь и попадешь к Шишкину или Шлецеру» .
Опасения оказались во многом напрасными. «Экзамена фортепианного у нас не было — перевели по баллам, которые Пабст утром накануне смерти успел нам расставить. Мне он выставил пять с крестом. Я очень тронут этим, — отвечал Николай Метнер. — …В разговоре с Сафоновым меня обрадовало то, чтоон даже не упомянул о Шишкине и Шлецере. Будто их не существует» .

Ваше мнение...

Рубрики