Метнер… пианист с крупными данными
После насыщенного выступлениями 1900 года исполнительская деятельность Метнера постепенно начинала отодвигаться на второй план, его концерты становились эпизодическими. За весь 1901 год он лишь однажды выступил в Петербургском симфоническом вечере. (А ведь это был год предполагаемого зарубежного турне!) Почти то же самое наблюдаем и в следующем году. Впрочем, выступление в декабре 1902 года представляется весьма примечательным. В симфоническом вечере (под управлением А. Никиша), который был дан 13 декабря в пользу Общества вспомоществования учащимся Строгановского училища, состоялось публичное исполнение Метнером си-бемоль-минорного Концерта Чайковского. Хотя Метнер очень любил Концерт Чайковского, это выступление оказалось единственным в его концертной деятельности. Одной из причин могла быть неудовлетворенность пианиста своей игрой в тот вечер. «Не так удачно играл он под управлением А. Никиша в этом сезоне», — писал критик газеты «Курьер».
Особый интерес представила программа, с которой Метнер выступил 26 марта 1903 года в Москве. Наряду с фа-диез-минорной Сонатой Шумана, произведениями Баха, Бетховена, Листа, Мендельсона, Скрябина, Шопена, в концерте впервые прозвучали его собственные сочинения — четыре пьесы из фортепианного цикла «Картины настроений» , соч. 1 (три из них были повторены на бис) и ми-бемоль-мажорный Прелюд, соч. 4.
«Вчерашним своим концертом… Н. К. Метнер оправдал наконец возлагавшиеся на него надежды исключительного пианиста», — таким был единодушный тон прессы, откликнувшейся на первый сольный вечер музыканта в Москве . Наиболее авторитетно прозвучало высказывание С. Н. Кругликова: «…Г. Метнер… пианист с крупными данными. Большая техника, большой тон, музыкальность, талантливость — все это неотъемлемо» .
Творческий путь композитора Метнер начал сочинениями, отмеченными незаурядным мастерством. Нелегко представить себе, что восемь пьес, составивших первый из его изданных опусов — фортепианный цикл «Картины настроений», — были созданы шестнадцатилетним юношей. Известны «пробы пера»,как и детские наброски Метнера, но почти неизвестен период его ученичества: молодой музыкант вошел в жизнь сформировавшимся композитором, художником со своим приметным голосом, впечатляющим и сильным.
«Немногие композиторы могут похвастаться таким первым опусом, как «Stimmungsbilder» г. Метнера… Это не робкие попытки сочинять, а произведения зрелого, самобытного таланта. Г. Метнер может гордиться своим первым опусом», — писал Гольденвейзер .
Прирожденный композитор привлек внимание с первых страниц, преданных гласности. Свобода и техника письма, выказанные уже в первом опусе, необычайны и самобытны. Впечатляют полиритмические кружева в «Прологе», интереснейшая фактура, гибкость баса и свобода обращения с ним в фа-диез-минорной пьесе (Quasi Valse), надолго запоминается пианистически отточенная пятая «Картина» (си-бемоль-минорная), по образному строю, фактуре, как и фортепианной инструментовке, во многом предвосхитившая известный Этюд-картину (ми-бемоль минор, соч. 33) Рахманинова. Поражает мастерство письма, столь неожиданное для юноши. Так мог писать лишь композитор со своим складом мышления, своей индивидуальностью, своей техникой. Метнер будто был призван подтвердить, что истинными композиторами рождаются… С полным основанием о нем можно было сказать известными строками: «Лебединая песня поэта начинается с первых стихов» .