Метнер смело прибегает к аппликатуре

На самом деле здесь указана наилучшая из возможных аппликатур, помогающая передать все особенности фактуры, — порывистость фраз, начало дыханий на слабых долях такта, применение первого пальца на акцентированных звуках:
Так аппликатура творческая, художественно обоснованная противостоит у Метнера внешне удобной, стереотипной. Там, где это диктуется образным содержанием, Метнер смело прибегает к аппликатуре, как бы «удлиняющей» руку. Отсюда — частые подкладывания и необычные перекладывания пальцев.С неоднократным перекладыванием через пятый палец встречаемся в «Сонате-идиллии»:

В произведениях Метнера они не составляют исключения:

imageц

В заключении «Дифирамба» соч. 10 № 3 перекладывание второго и третьего пальцев через четвертый связано с двухголосной фактурой. Аппликатура также помогает постепенности звукового угасания (legierissimo ma senza accelerando). К перекрещиванию пальцев Метнер прибегает и при staccato. В Сказке соч. 20 № 1 и особенно в коде «Дифирамба» соч. 10 № 2, где штрихи подчеркнуто отрывисты, перекладывания довольно смелы:

В примере из ля-минорной Сонаты скольжение первым пальцем (вариант в скобках) отвечает плавному, именно скользящему legato этой фразы:

Если допускает логика фразы, Метнер, как и в приведенном примере, бывает склонен к вариантности аппликатуры. Учитывая исполнительские склонности, автор предоставляет выбор и техническое освоение варианта, более созвучного исполнителю. При этом в каждом из вариантов заметна приверженность основным принципам аппликатуры, исповедуемым Метнером, — позиционности, опоре на «ось» движения, «сжатию» руки и прочее .
Представление о вариантности дают примеры из ми-минорной Сонаты соч. 25 и фортепианной партии в песне «Приметы» соч. 52:

Примечательность нижнего варианта — в частом обращении к первому пальцу, особенно в начале каждой четвертной доли.
В быстром эпизоде «Дифирамба» соч. 10 № 2 авторская ремарка такова: «presto, non legato, ff». Маркируя звучание нижнего голоса, композитор рекомендует чередовать в левой руке первый палец с третьим, избегая менее сильного — второго:
Творческий выбор аппликатуры также очевиден на примерах из одного сочинения — «Трагического фрагмента» соч. 7 № 3. Особенности фактуры подчеркнуты арсеналом аппликатурных средств: многообразным использованием позиционности, перекрещиванием и скольжением пальцев, взятием нескольких звуков одновременно одним пальцем, а также экономностью и пластикой движений, изобретательным распределением фигурации между руками, вариантностью

Ваше мнение...

Рубрики