Метнер стремится быть понятым

В популярной фа-минорной Сказке соч. 26 встречается один из редких случаев педального «тумана» — этого требует образный смысл заключения Сказки. Фактура при этом строится на плотном басу, который в заключении отдален от остальных голосов .
Если же бас приближен к другим голосам и его можно удержать пальцами, то он как бы выполняет функцию дополнительной педали. В Прелюдии соч. 46, где секундовые ходы создают опасность загрязнения звучания, Метнер использует едва заметные подмены педали:

При всей относительности педальной записи, а быть может, именно учитывая ее условность, Метнер стремится быть понятым более точно и по возможности избегает каких-либо недомолвок. В записи педальных намерений для него не существовало «мелочей». В тематически важном эпизоде «Трагической сонаты» он счел необходимым позаботиться о деталях педализации при помощи словесного комментария:
В рецензиях на концерты Метнера критиками отмечалась тонкая педализация с большой любовью к левой педали . Внимание к использованию возможностей левой педали заметно и в авторских ремарках композитора. Таковы, в частности, указания в ми-минорной соч. 25 и «Романтической» сонатах, в миниатюрах .
Композитор также охотно сопоставляет звучания на правой и левой педалях: так, в интродукции из «Сонаты-баллады» эти сопоставления выдержаны по четырехтактам или восьмитактам, в «Романтической сонате» — по двутактам . Метнер часто тяготеет к беспедальной звучности, что связано со второстепенностью колористических задач в его творчестве. Порой он следует шкале педальных нюансов — от senza pedale к poco pedale, а дальше — к длинной педали . Таким образом, senza pedale становится как бы частью различных педальных сопоставлений. Беспедальная звучность в окончании первой Сказки из соч. 51 сопоставлена и с педальной вибрацией, и с фактурой, окрашенной педалью :

Хотя Метнер нередко поражал педальными находками, он все же тяготел к более строгой, экономной педализации, обосновывая ее в полном единстве с аппликатурой . Так, певучая звучность, требующая игры legatissimo, поручается прежде всего пальцевому legato, а уж затем поддерживается педалью. В таких случаях педализация должна быть решена прежде всего «вместе с руками», но не вместо них ! В «Сонате-идиллии» определяющая ремарка такова: «Общий оттенок — побольше legato cantabile и поменьше педали во всей пьесе, но зато выдерживать пальцами длинные ноты» . Эту ремарку, характерную для метнеровских принципов педализации, и следует рассматривать в русле поисков аппликатуры, способствующей пальцевому legato. Не случайно в тексте указанной Сонаты преобладают ремарки «cantando» и «legatissimo».Метнер щедр в указании аппликатурных подробностей — при беглом взоре они могут показаться иногда неудобными, даже нелогичными. То, что поначалу повергает в недоумение, затем открывается пытливому взору как художественно оправданное убедительное решение. Самая интересная, а нередко и смелая аппликатура встречается у Метнера, когда о ее целесообразности и естественности можно говорить как о синонимах. Превосходное знание возможностей рояля позволило свежо решать проблемы — метнеровская аппликатура далека от свода застывших догм, она поучительна прежде всего для постижения стиля композитора .

Ваше мнение...

Рубрики