Метнер ведет развитие к величественной коде
У молодого Метнера нередка фактура, близкая к оркестровой или хоральной, как, например, в «Песне Офелии». В изложении третьей пьесы из «Картин настроений» мелодическая основа ясно ощутима»:
Тесное расположение и фактурное сближение аккордов наиболее часты. Показателен пример из соль-минорной Сонаты, где автор мастерски использует тематически насыщенное секстовое движение:
Характерна для метнеровской фактуры и терцовость (здесь одна из точек соприкосновения с фактурой Брамса).
Метнер охотно обращается не только к терцовости — двойные ноты вообще часты в фактуре. На их движении нередко строятся развернутые построения . Насыщена ими и тремолирующая фактура. Фиксируя точный ритмический рисунок, автор допускает более свободное прочтение. Так, к размеренному движению в заключении Сказки соч. 35 № 4 дано авторское примечание: «Исполнять как свободное тремоло-вибрато» .
В фа-минорной Сонате можно встретить варианты сопровождения, где тремолирующая фактура уплотняется октавами:
В заключении «Сонаты-баллады» автор уже определенно записывает октавное тремоло.
С помощью яркой по звучанию фактуры и динамического нагнетания Метнер ведет развитие к величественной коде. Выбор фактуры и здесь продиктован смысловой задачей .
В построении форшлагов, трелей и других украшений Метнер весьма изобретателен. При этом, судя по авторским ремаркам,он настаивает на строгой точности их произнесения. Таково пояснение в финале «Сонаты-сказки», насыщенном украшениями: «Все форшлаги должны как бы соответствовать арпеджированным (то снизу вверх, то сверху вниз) аккордам» . При этом Метнер располагает форшлаги то ниже основной ноты, а то — над ней. В заключении разработки «Сонаты-воспоминания» композитор напоминает — «акценты на нижних нотах форшлагов» . Метнер любит включать их в фактуру обеих рук одновременно. При этом рисунок чаще бывает тождествен, порой несколько разнится .
При одновременности форшлагов в обеих руках , а также в гаммообразной фактуре композитор склоняется к сохранению позиционности. Короткие гаммы с использованием подряд всех пальцев встречаем в Каприччио соч. 4 № 2. Фактура, способствуя выявлению капризного характера, пианистична:
Позиционность способствует достижению звуковой ровности и в гаммообразных пассажах, которым присуща ясно выраженная напевность. Таково фортепианное заключение песни «Окно».