Метнер выступил с авторской программой в Берлине
Конечно, творческий контакт с певицей Т. А. Макушиной оказался до некоторой степени счастливой случайностью; но никак не случайными оказались две концертные поездки в Англию, предпринятые Метнером в одном лишь 1928 году. Если в феврале он выступал в основном с авторскими концертами вместе с Макушиной, то в ноябре уже открывал своим Вторым фортепианным концертом лондонский сезон Филармонического общества. Концерт был исполнен также в Манчестере. Затем Метнер выступал по радио, дал еще несколько авторских вечеров. Наконец, был избран почетным членом Королевской академии музыки. Метнера покорила атмосфера интереса к его искусству, выказанного многими музыкантами. «За две недели Коле пришлось познакомиться с гораздо большим количеством музыкантов благодаря их отзывчивости, чем за долгие годы пребывания во Франции и Германии. Кроме личного знакомства Коля получил много писем и телеграмм», — с радостью писала А. М. Метнер .
В октябре 1928 года Метнер выступил с авторской программой в Берлине. В концерте участвовали певцы — Л. Вюльнер и Э. Ваксман. Это выступление было последним в Германии. В годы кризиса, охватившего буржуазный мир, Метнер снова оказался в трудном положении. «С одной стороны, — писал он, — музыкамоя все больше и больше приобретает друзей, а с другой — все меньше и меньше дает мне материальной обеспеченности» . И Метнер вынужден был снова принять приглашение на гастрольную поездку по городам Соединенных Штатов Америки и Канады. Турне устраивалось в основном колледжами, но фактическими менеджерами концертов были друзья Николая Карловича и поклонники его искусства: в США — А. А. Сван, а в Канаде — А. Лалиберте . Стесненное материальное положение, и котором пребывали Метнеры, давало о себе знать и во время плавания через океан: «Ехали мы не очень важно, и отдых на пароходе, на который рассчитывал Коля, не удался… В каюте, которая была на самом дне парохода, не было дневного света и… минимума воздуха, необходимого, чтобы дышать. Места было гоже недостаточно. У нас самое плохое, что только есть на пароходе» .
Видимо, материальные дела Метнеров были в ту пору трудными. Когда Т. Макушина узнала о предстоящем исполнении песен Метнера в США певицей Н. Кошиц, она сочла себя несправедливо обиженной. Николай Карлович вынужден был откровенно признаться: «Если бы Вы знали, какие дыры зияют в наших карманах!»
Да и вообще условия в первом американском турне «были более обеспеченными, а план, составленный Стейнвеем и Рахманиновым, отличался большей определенностью и точностью», — вспоминала впоследствии А. М. Метнер.
На сей раз Метнер предстал перед слушателями Америки и Канады как композитор-пианист, исполняющий лишь свои произведения. Звучали не только популярные Сказки из соч. 20 и 26 или соль-минорная Соната, но и «Трагическая соната», «Соната-баллада», «Три гимна труду», Вторая импровизация, ряд пьес из «Забытых мотивов» (впрочем, ни разу не исполнялась Соната-воспоминание). Правда, поначалу в Бринморе Метнера ждали с исполнением «Аппассионаты» Бетховена и произведений других авторов. То же предполагалось и в филадельфийских выступлениях, когда А. А. Сван всячески стремился увеличить число концертов.