Метнера привлекает трансформацией мыслей и чувств

Метнер ищет наиболее точное определение, записывая па одной из черновых страниц: «Собственно, не вариации, а импровизации, Intermezzi, Caprices» . В других случаях он именует их каденциями. Сохранив свободные вариации, Метнер счел необходимым отказаться от нумерации, определенной им вначале: «Собственно говоря, 7 и 8 вариации не суть вариации, так как здесь грани общей разработки-каденции начинают сливаться. Вообще лучше нумерацию вариаций уничтожить» .При изучении фортепианных концертов Метнера напрашиваются аналогии с монументальными драмами, в которых действующие лица, появившись, проходят затем свой путь в контрапунктическом соприкосновении друг с другом. Сам Метнер обронил как-то важную мысль, что в Первом и Втором концертах он разрабатывал темы, как образы в драме.

piano_flowers
Здесь мы непосредственно соприкасаемся с тем, что может быть названо «театром Метнера». Варьирование у Метнера привлекает трансформацией мыслей и чувств, образными преображениями в меняющейся ситуации при многообразии технических ухищрений, являющихся важным, но все же лишь средством драматического развития. Если сравнить вариации в Первом концерте Метнера с классическими, типа до-мажорных Моцарта, то ни о каком сохранении рисунка и пульса в вариациях не приходится говорить. У Метнера вариации предстают как плод «игры воображения» — своеобразные «переодевания» масок, сменяющих различные наряды. Подобный «театр Метнера» раздвигал привычные рамки варьирования, вел к непроторенным решениям . Трактуя вариации как множество «портретов» и перевоплощений, Метнер в современном освещении, по-своему развивал традиции, истоки которых берут начало у Листа, Шумана и других романтиков. Огромный замкнутый цикл событий запечатлен в Первом концерте будто на едином дыхании; отсюда и отказ от деления на части в монументальном полотне, поражающем смелостью построения и цельностью формы.
Обилие тематического материала убедительно сочетается с монотематизмом. В основу вариаций легла восьмитактовая тема, «выросшая» из главной партии. Обобщенный характер темы песет в себе богатые возможности развития. В то же время она не слишком велика, что благоприятно отразилось на объеме каждой вариации и помогло избежать нежелательной сюитности. Автор стремился четко провести единую линию нарастания, хотя обилие подробностей в какой-то мере сказалось на «пружинистости» и напряженности действия .
Следование бетховенскому принципу позволило осветить разные грани темы. Варьируется в основном вся тема, иногда ее часть; впрочем, тема нигде не становится основой свободной фантазии (как, например, в некоторых вариациях Третьего концерта Прокофьева).
В интерпретации этой музыки многое зависит от умения исполнителей пронизать вариации внутренним стержпем единого развития — Метнеру это удавалось превосходно, без малейших исполнительских «швов» .

Ваше мнение...

Рубрики