Метнеру не удалось избежать ошибок
Участие Метнера в работе коллегии было, судя по всему, деловым и полезным. Он решительно выступал против крайностей «левых» проектов, выдвигал немало интересных идей. Так, разделяя стремление к обновлению системы музыкального образования, Метнер предлагал использовать те «части здания», которые оправдали свое назначение и отнюдь, не пришли в ветхость. Коль они годны, их надо использовать, утверждал Метнер .
Призывы к отказу от всего, что складывалось в музыкальной практике десятилетиями, к коренной ломке всех и вся встречали самое резкое возражение Метнера. «Новое, левое искусство есть действительно явление патологическое — обжорство, последствием которого является… потребность к изысканным блюдам, — гневно писал он. — Народ неповинен в этом. Он всегда прост» .
В ряде вопросов Метнеру не удалось избежать ошибок консервативного толка, особенно в отношении к новой музыке, которую он фактически отрицал.
Не стоит преувеличивать роль Метнера в деятельности коллегии Наркомпроса, но немаловажно, что она не была ни пассивной, ни созерцательной. Его убежденное отстаивание проверенных жизнью традиций имело позитивное значение. «Нам не нужно упрощение, навязываемое нам, мы не смеем унижать своего искусства», — читаем в одной из записных книжек Метнера за 1919 год . Правоту воззрений композитора подтвердила сама жизнь.
Творчество Метнера в ту пору привлекало все большее внимание. В 1916 году он был удостоен Глинкинских премий (по фонду М. П. Беляева) за Сонату соль минор и «Сонату-балладу». Последние годы жизни на родине оказались едва ли не самыми творчески плодотворными. Кроме Первого концерта и песен Метнер завершил фортепианный цикл «Забытые мотивы» — одно из центральных произведений, которому он придавал особое значение. Хотя цикл «Забытые мотивы» был затем издан под опусами 38, 39 и 40, начат он был намного раньше. В течение многих лет темы и наброски будущих тетрадей заносились в записные книжки… Этот пример весьма характерен, поскольку Метнер подолгу вынашивал замыслы и никогда не торопился публиковать сочинения. Циклом «Забытые мотивы» композитор стремился напомнить о высоких идеалах искусства, которые предаются забвению, идеалах, которые были бесценны для самого Метнера. Он стремился вернуть музыку к ее неисчерпаемым, вечным истокам — песне и танцу. К тем «забытым мотивам»,от которых все более, по убеждению Метнера, удалялось искусство .
28 января 1921 года Метнер впервые знакомил москвичей с «Забытыми мотивами», исполнив часть пьес в Малом зале Московской консерватории. Концерт «превратился в демонстрацию любви и преклонения». «Плохо отапливаемый в ту пору Малый зал был заполнен так, что вся эстрада оказалась забита студенческой молодежью. Сидели на полу, у ножек рояля» .
10 марта 1921 года Метнер исполнил в Москве свой Первый концерт, пьесы из «Забытых мотивов» и Четвертый концерт Бетховена (дирижировал А. К. Метнер). Это выступление музыканта было последним перед его отъездом из России.