Метрические акценты
В тесных рамках тактов композитор не ощущал себя с достаточной свободой. Он стремился к преодолению тактовых черт, нейтрализации ударных долей тактов, маскировке сильных долей лигами, начинающимися на слабых долях. Сглаживание ритмической периодичности придает очарование главной теме «Забытых мотивов», которой открывается ля-минорная Соната-воспоминание:
Автор уводит в тень метрические акценты, сопоставляя сильные и слабые доли в мягком, чуть зыбком движении. Вдохновенная находка — покачивание мелодического рисунка на волнах сопровождения — помогает ощутить как бы воспоминанием музыку, поразительную по чистоте и душевной проникновенности. Перемещение мелодически важных звуков с сильных долей тактов не должно затушевывать их весомость, о чем автор напомнил штрихами tenuto.
Многообразна жизнь ритма, подчиненная стихии танца, — к ней, особенно в «Забытых мотивах», Метнер обращался не раз. Достаточно напомнить о целой гирлянде своеобразных танцев в первой тетради—«Грациозном», «Праздничном», «Сельском», «Лесном» . Шире, чем принято полагать, и обращение композитора к вальсовости, которая, по его мнению, приближает инструментальную музыку к неискушенной аудитории. «От прелестных вальсов Иоганна Штрауса через гениальные танцы Шуберта и Шопена, — писал он в «Музе и моде», — публика имеет прямой путь к восприятию так называемой «серьезной», «классической» музыки» .
Сочетанием двух- и трехдольности отмечен первый из опубликованных вальсов музыканта — восьмая «Картина настроений». Полная света, поэтичная «Картина» в своей одухотворенности созвучна именно русским вальсам. В то же время композитор тонким пером лирика создал свой вальс:
Незабываемо прикосновение к вальсовости и в Третьем концерте. Полиритмическое богатство второй части (интерлюдии), ее мелодическая обаятельность заставляют вспомнить о поэтических вальсах Чайковского, Рахманинова, Прокофьева.
Черты вальсовости несомненны в ряде сочинений Метнера, включая и вокальные . Ощутимы они в таких фортепианных пьесах, как «Сказка-скерцо», адресованная юношеству, фа-минорная Сказка (соч. 26 № 3). Ее средний эпизод обозначен ремаркой «Tempo di Valse», которой предшествует авторское указание «Poco a poco quasi Valse» . Вальсовость, будто окутанная дымкой воспоминаний, тонко гармонирует здесь с песенностью. Все это привлекает к Сказке симпатии исполнителей и слушателей .