Музыка Метнера

Творческий актив поездки был очевиден, однако авторские концерты за границей требовали больших материальных затрат. Метнеру пришлось даже обращаться к издателю Юргенсону с просьбой выслать в Германию деньги в счет будущих сочинений. Не исключено, что чаще выезжать за границу с авторскими программами не позволяли именно материальные соображения. Кроме того, напряженный композиторский труд поглощал все больше сил, оставляя лишь минимум времени для исполнительства. Гастроли Метнера за рубежом — до отъезда из России — были спорадическими и ограничивались только Германией. Да и в России Метнер лишь изредка концертировал за пределами Москвы и Петербурга .Несмотря на свою загруженность, Метнер всегда откликался на приглашения музыкальных кружков и обществ. Творческая дружба связывала Николая Карловича с «Домом песни», основанным в 1907 году М. А. Олениной-дАльгейм . Известная камерная певица проявляла живой интерес к творчеству Метнера, отлично интерпретировала его песни. Общность художественных устремлений запечатлена Метнером в посвящении гётевского цикла (соч. 15) «Дому песни».

PianoRose6
31 марта 1908 года произведения Метнера прозвучали в концерте «Музыкальных выставок», устроенных известной русской певицей М. А. Дейша-Сиоиицкой .
В феврале 1911 года музыка Метнера заняла центральное место в концерте «Современной камерной музыки», организованном С. Кусевицким.
Дважды Метнер участвовал в концертах «Керзинского пружка любителей музыки» .
В январе 1903 года он впервые выступил в «Керзинском собрании», исполнив свои «Картины настроений» № 6, 7 и 8, си-минорный «Музыкальный момент» Рахманинова и «Новеллетту» Римского-Корсакова. В тот же вечер Метнера слышал Танеев, которому «Картины настроений», как писал впоследствии Николай Карлович брату, «в высшей степени понравились» .
11 марта 1912 года в «музыкальном утре» Керзинского кружка сочинениям Метнера было посвящено отделение: автор исполнил шесть сказок и — совместно с А. Я. Могилевским — си-минорную Сонату для фортепиано и скрипки (соч. 21). Песни и романсы на стихи Пушкина, Гёте, Тютчева и Фета прозвучали в исполнении А. М. Ян-Рубан, О. Ф. Годике и автора. К сожалению, это обращение Керзинского кружка к творчеству Метнера оказалось последним. Сто одиннадцатым концертом (в марте 1912 года) завершилась активная деятельность кружка, посвятившего себя пропаганде русской музыки.
Метнер не ограничивался исполнением собственных сочинений — он продолжал глубоко и своеобразно интерпретировать музыку Бетховена. Его первое выступление с Четвертым концертом Бетховена (февраль 1910 года, дирижировал С. Кусевицкий) стало событием концертной жизни. Рецензенты единодушно отмечали «замечательную передачу» Метнера, снискавшего с годами славу одного из выдающихся толкователей этого произведения .
С интерпретацией Четвертого концерта Бетховена связан и принципиальной важности факт, широко освещавшийся на страницах газет как «инцидент Метнер — Менгельберг». 8 декабря 1910 года Метнер должен был выступить с этим концертом в петербургском симфоническом вечере, организованном Кусевицким. Дирижером был весьма известный музыкант В. Менгельберг. Он позволил себе вести репетицию в неуважительном тоне,высокомерно поучая Метнера и навязывая ему свое толкование бетховенской музыки .

Ваше мнение...

Рубрики