Мысль у Метнера — не на поверхности
Автор счел необходимым привлечь внимание к узловым положениям книги «Муза и мода». Ее единственное издание, ставшее библиографической редкостью, фактически недоступно широким кругам любителей искусства. Название книги полно глубокого смысла. Дли Метнера понятия «музы» и «моды» были антиподными. Книга открывает нам Метнера-публициста, которого неизменно притягивали высокие этические цели искусства, принижения музыки он не терпел.
«Муза и мода» — не только о музыке. Она вызвана к жизни чувством ответственности художника перед временем и духовной культурой. Тема бескорыстной верности идеалам — одна из ведущих в наследии музыканта.
Пусть романтические устремления композитора нередко были отмечены созерцательностью, пусть им недоставало активности, эмоциональной открытости. Зато в лирико-эпической сфере Метнер имел мало достойных соперников. Повествовательность — истинно метнеровская сфера высказывания, запечатлевшая откровения его новелл, дифирамбов и, конечно, сказок.
Именно сказки особенно олицетворяли живую связь эпох, в них воплотилась значительность содержания. Здесь всегда ощутим «второй план», а следом и более глубинный, «третий». Мысль у Метнера — не на поверхности, ее надо особенно умело воплотить. Такая музыка требовательна и к исполнителям, и к слушателям. Лишенная и тени развлекательности, она доступна чуткой аудитории. Метнер нередко стремился «очищать» многие сочинения от подчеркнутой бытовой основы, что также не облегчает их восприятие малоподготовленными слушателями.
Половина XX века — срок немалый, вобравший в себя едва ли не всю творческую жизнь Метнера. Если при этом вспомнить, на какую бурную эпоху падают эти десятилетия, то время должно исчисляться по иному счету. Музыкант мучительно искал ответы на множество вопросов, выдвигавшихся жизнью, практикой искусства. Пусть не на все из них Метнер сумел ответить до конца убедительно. Критический анализ своего искусства, путь непрестанного совершенствования позволили преодолеть в творчестве идеалистические доктрины. Метнер предстает перед нами как музыкант-мыслитель с реалистической — в своей основе — творческой программой.
Наследие Н. К. Метнера представляет собою непочатый край для раздумий и поисков современных музыкантов. Наша общая задача — изучать (а значит хорошо знать!) многообразие его творений, взглядов. Это тем более насущно, поскольку в наши дни искусство Метнера обретает новую жизнь. К тому же далеко не все грани творческой деятельности Николая Карловича привлекали должное внимание исследователей. Так, изучение метнеровского исполнительства, не говоря уже о его педагогических воззрениях, ограничивалось, как правило, самыми общими, суммарными и далеко не всегда объективными суждениями.