Откладывать записи не представлялось возможным

Метнер с нескрываемой радостью принял предложение магараджи. Не говоря уже о редкой привлекательности плана, это давало Метнеру моральное право отказаться от турне по Америке. Право издания метнеровских записей магараджа перекупил у фирмы «His Masters Voice», взяв на себя их полное финансирование. Ныне очевидно, сколь многим мы обязаны Джайа Гамарадже Уадиру — благодаря его усилиям мы располагаем рядом ценнейших записей, запечатлевших сочинения Метнера в авторской трактовке . Поначалу все три концерта предполагалось записать под управлением И. А. Добровейна. Приглашение такого музыканта было весьма удачным. Для убедительного воплощения концертов Метнера было весьма существенно, что дирижер был не только прекрасным пианистом, но и композитором, прошедшим русскую школу. Это ощутимо в превосходных записях Второго и Третьего концертов, осуществленных с Добровейном . Сложная обстановка записи запомнилась А. М. Метнер: «…Добровейну вовремя не передали партитуры, но откладывать записи не представлялось возможным, их сроки были твердо определены. Творческий режим был крайне напряженным: утром в день записи Николай Карлович знакомил дирижера с особенностями партитуры. В двенадцать часов дня начиналась оркестровая репетиция с солистом. Вначале проходилась оркестровая партия, автор лишь «подыгрывал» вступления. После перерыва начиналась запись — она осложнялась отсутствием в то время долгоиграющих дисков. В таких трудных условиях — к тому же здоровье Николая Карловича в 1947 году оставляло желать лучшего — были записаны Второй, а затем и Третий концерты». Автору и дирижеру удалось найти полнейшее взаимопонимание — только в атмосфере творческого контакта можно было столь безупречно передать все богатство партитур.
«…Вспоминаете ли Вы… наши прошлогодние встречи и совместную работу? Несмотря на ее страдность…, я лично вспоминаю наши сеансы с удовольствием, в особенности когда слушаю сделанные с Вами рекорды», — писал Метнер Добровейну по выходе альбомов с грамзаписями его обоих концертов, ряда песен и фортепианных сочинений .
Метнер чувствовал себя все хуже… Становилось нереальным осуществление плана записей в полном объеме. От магараджипоступали телеграммы с убедительными просьбами непременно записать Сонату ми минор, соч. 25, «Грозовую сонату» и «Романтическую сонату». Автор, преодолевая недомогание, готовился к дальнейшим записям, делал пометки о хронометраже сонат, учитывая длину дисков .
Из фортепианных произведений Николай Карлович успел записать не только концерты, но и «Сонату-балладу», «Трагическую сонату», Первую импровизацию, ряд сказок. В октябре 1949 года Метнер сообщал, что «завтра в 5-й раз репетируем Квинтет, а на будущей неделе… собираемся рекордировать» .

Ваше мнение...

Рубрики