Подлинная энциклопедия творчества Н. К. Метнера
Изучение наследия Метнера, а также воспоминания авторитетных музыкантов и отклики прессы приводят к несомненному выводу, что и в исполнительстве, и в педагогике Метнер был выразителем прогрессивных идей, не утративших и ныне практического значения. Одна из главных задач данной монографии— привлечь активное внимание к этим сторонам деятельности Метнера.
Речь идет о внимании действенном, практическом, к чему обязывает нас высокий уровень музыкального исполнительства и образования в стране. Ярким примером такого внимания могут служить интереснейшие концерты, прозвучавшие в Москве в дни столетия со дня рождения Н. К. Метнера, как и специальная конференция, проведенная в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Участие крупнейших музыкантов — Е. Ф. Светланова, Т. П. Николаевой, ряда коллективов и исполнителей нашей страны, как и зарубежных гостей, придало этим событиям общественную значимость.
Хотя не все документы и материалы, связанные с зарубежным периодом деятельности Метнера, доступны исследователям, мы сейчас уже располагаем вполне объективными критериями, позволяющими представить себе художественные идеалы Метнера с достаточной определенностью.
Невозможно переоценить значение такого факта, как издание но решению Советского правительства первого Собрания сочинений Н. К. Метнера.
Двенадцать томов, изданных в нашей стране в 1959—1963 годах, — подлинная энциклопедия творчества Н. К. Метнера, открывающая нам богатство художественных принципов музыканта. В этих томах — жизнь большого художника, его творческие свершения.
Собрание сочинений стало незаменимым подспорьем и для исполнителей, и для исследователей. Во многом благодаря этому изданию творения Метнера, в том числе и малоизвестные, зазвучали на концертной и ученической эстрадах, по радио и телевидению.
Изучение сочинений Метнера, а также сопоставление их с черновиками, сохранившимися в архиве музыканта , позволяют вникнуть в процесс творчества, проследить за становлением художественных принципов Метнера. Этому способствует и ознакомление с авторскими экземплярами нот, в которые рукой самого Николая Карловича внесены некоторые ремарки и поправки.
Издание эпистолярного наследия Метнера, впервые собранного воедино, позволило яснее представить весь путь музыканта — от студенческой скамьи до последних дней жизни . Письма и мысли, занесенные Метнером на страницы памятныхзаписных книжек, раскрыли множество важных подробностей, расширили наши представления о творческих исканиях музыканта. Случай уникальный — «Заметки», изданные отдельной брошюрой, позволили заглянуть в тайное тайных мастера, ставшее теперь не тайной — явью.С чувством особой признательности автор вспоминает советы вдовы Н. К. Метнера — Анны Михайловны Метнер, оказавшей неоценимую помощь в завершении работы. До возвращения в Советский Союз А. М. Метнер прислала из Лондона ряд писем, а с 1958 года до конца дней помогала автору многочисленными .беседами и воспоминаниями о жизненном и творческом пути Н. К. Метнера. Высказывания А. М. Метнер дополнили творческую биографию музыканта сведениями, которые впервые станут достоянием читателей. Там, где возможно, автор предоставляет слово музыкантам, близким к Метнеру, что помогает узнать многие подробности «из первых рук», лучше понять особенности его наследия.