Полифония полна жизни и образности

Полифония у Метнера неотрывна от четкой гармонической основы . «Контрапункт проверяется гармонией, а гармония — контрапунктом», — подчеркивал Николай Карлович. Его полифония полна жизни и образности — такими предстают полифонические сплетения, организованные в единый ансамбль. Только поверхностное (или предвзятое) слушание может пройти мимо искусных, не лишенных сложности, но неизменно органичных высказываний мастера. Сколь противоречивые чувства ни вызывало его искусство у ряда критиков, владение Метнером «душой» полифонии признавалось единодушно . Ему сопутствовала слава выдающегося контрапунктиста. Мясковский — в пору тяготения к искусству Метнера — отдавал симпатии его «выдающемуся контрапункту» перед «благозвучным, в значительной степени гармоническим контрапунктом, который мы наблюдаем у Глазунова» .
Наряду с рецензиями критиков, благоволивших к Метнеру, упомянем высказывание О. Риземана, характерное для тогдашней прессы: «…Видали ли вы Миланский собор… это удивительное разнообразие и богатство форм, скомпонованных все же из одних и тех же «мотивов» и подчиненных единой художественной идее? Именно Миланский собор напоминает мне сочинения Николая Метнера каждый раз, когда я их слушаю. Фортепианные произведения Метнера представляют из себя …какие-то чудеса филигранной контрапунктической техники, тонкие узоры которой сплетаются в единое музыкальное целое, строго размеренное и удивляющее гармонией своих пропорций». Этими особенностями письма Риземан объяснял непривычность ряда произведений Метнера для его современников: «…В наш век чисто эмоциональной музыки Метнер представляет анахронизм. Ему присуще много характерных черт, сближающих его скорее с представителями той эпохи музыки, когда в ней самодовлеющим властителем господствовал один только контрапункт» .
Снова подчеркнем: для Метнера полифония всегда и прежде всего — Музыка. Как ни безупречно голосоведение, какой отточенностью высшего порядка ни отмечены его сочинения — она воспринимается как неотъемлемая сторона содержания. Именно полифония подчеркивает драматургическое развитие в Первом концерте, где контрапунктическое мастерство не назвать иначе, как грандиозным.
Вся фактура подчинена здесь тематическому развитию, кроме заключительного до-мажорного пассажа. Полифонические приемы главенствуют в разработке. В первой вариации широко применены средства имитации. Вся вариация построена на стреттах (в двойном и четырехкратном увеличениях) . Здесь же трехголосная стретта в увеличении:
В четвертой вариации Метнер мастерски соединяет тему связующей партии с темой побочной, а затем тонко вплетает в контрапунктическую ткань преображенные элементы связующей и заключительной партий. Соединение тем побочной и связующей партий дополнено также стреттой в увеличении на тему побочной партии:
Затем автор дополняет контрапункт обеих указанных тем имитацией (в оркестре) на вторую тему. Привлекает внимание соединение тем побочной и связующей партий.

Ваше мнение...

Рубрики