Последние годы пребывания на родине

В 1916 году концертная деятельность музыканта становится интенсивнее. Строки из его писем дают основания полагать, что тому причиной были не только творческие, но и материальные понуждения. При этом пианист всегда сохранял верность своим принципам — его программы были на редкость содержательны. Кроме собственных опусов видное место в них занимали произведения Бетховена — Четвертый концерт, «Аврора», «Аппассионата» и возобновленные после длительного перерыва Тридцать дне вариации, а также Фантазия Шопена и Токката Шумана. В последние годы пребывания на родине Метнер отдал много сил завершению своего Первого фортепианного концерта, соч. 33. Работа над Концертом растянулась на несколько лет; впервые обратившись к оркестровому письму и жанру концерта, автор встретился с новыми для него задачами.
Принято считать датой окончания работы над Концертом 1921 год . Однако эта дата не соответствует фактам — Концерт был завершен в 1917 году, когда и была намечена его премьера . Первоначально, видимо, композитор предполагал закончить работу в 1913 году. В письме к А. И. Зилоти Николай Карлович сообщал: «Конечно, в июле я уже буду знать срок окончания моей работы над инструментовкой концерта, т. к. приступлю к ней в самом непродолжительном времени» .
К этому времени клавир еще не был завершен, и его окончание также потребовало немало усилий. Об этом можно судить по подробностям, запечатленным в «Воспоминаниях» А. Б. Гольденвейзера: «…Во время первой мировой войны мы с женой летом 1915 года жили в Крыму в Мисхоре… Там же мы наняли комнату для Н. К. Метнера с женой и прожили недели три вместе с ними. Метнер много работал, сочиняя свой Первый фортепианный концерт. Работал он после утреннего купания, на которое также брал с собой нотную записную книжку. Он работал буквально с утра до вечера, с необычайным упорством и настойчивостью; до вечера ничего не ел и не пил. Работал он обычно за инструментом. Он сочинял тогда гениальную коду своего Первого концерта, которая давалась ему с большим трудом; он часами мучительно искал такого выражения своей идеи, которое бы его удовлетворяло» .
Завершив летом 1915 года клавир, Метнер принялся за оркестровку концерта. Весной 1917 года партитура была в основномготова — в марте перед предполагавшейся премьерой Метнер провел «пробу» концерта. А. А. Гольденвейзер писала в дневнике:. «Вчера вечером у нас был Н. К. Метнер. Пробовал с Шурой свой новый концерт для фортепиано до минор; были Л. Конюс, Катуар. Он (Метнер. — И. З.) очень благодарил Шуру за аккомпанемент (прямо по партитуре, и очень сложной)» . Готовность партитуры в 1917 году подтверждала и А. М. Метнер: «Готова была оркестровка в 1917 году, когда предполагалось первое исполнение этого концерта» .

Ваше мнение...

Рубрики