Пожелания Метпера

Метнеру удалось избежать «тисков» во многом благодаря заботе Рахманинова. «Если бы не Рахманинов, то мы не знаем, чтобы бы мы и делали. Он входит во все подробности Колиных счетов с менеджерами и Стейнвеем и старается хоть что-нибудь оттягать у этих хищников так, чтобы нам уехать хоть с чем-нибудь. Пока все поглощается расходами по концертам и нашей жизнью (очень скромной). Менеджер нажил на Коле уже очень большую сумму», — писала А. М. Метнер .
В течение пяти недель Метнер выступал в Америке в одиннадцати концертах, из них девять раз — с оркестрами. «…Успех мой здесь несомненно значителен, — писал Метнер брату, — на ведь этого недостаточно — необходимо уметь использовать его — сам же я никогда не умел этого. …Иметь такие блестящие выступления с лучшими оркестрами и тысячной аудиторией, пользоваться неизменно большим успехом и лучшими отзывами и при этом совсем не давать своих концертов (recitalя) — это кажется мне бессмыслицей. До сих пор было только 2 — один в Нью-Йорке, а другой у Mac-Kormik при закрытых (для публики) дверях…»
Эти пожелания Метпера были, видимо, учтены, хотя и не в полной мере. Из семи его концертов во второй половине турне (с конца декабря по март 1925 года) два вечера были авторскими (один в Нью-Йорке с участием П. Коханского, а другой — с участием певицы Е. Сантагано). Дважды Николай Карлович давал клавирабенды. В них преобладали собственные сочинения: лишь в Нью-Хевене он исполнил 32 вариации Бетховена, а в заключительном выступлении, в Балтиморе (13 марта) — «Аврору» Бетховена и две пьесы Листа — «Забытый вальс» и «Хоровод гномов» . Метнер выступил фактически со всеми крупнейшими симфоническими коллективами США, за исключением Бостонского оркестра. Ирония судьбы: Сергей Кусевицкий, возглавлявший Бостонский оркестр, счел выступление с Метнером, видимо, нежелательным, а три года назад Николай Карлович возлагал именно на него такие надежды! Гастроли русского музыканта имели хорошую прессу. В журнале «Musical America» 8 ноября1924 года были помещены интервью Метнера «Russian Composer Disclaims Modernism» и статья И. С. Яссера об искусстве Метнера, написанная очень доброжелательно, с чутким пониманием особенностей метнеровской музы. Успех гастролей был безоговорочен. Но и он не мог даже на время заглушить усиливавшуюся, мучительную ностальгию, которая все более овладевала Метнером, пронизывая едва ли не каждое его письмо. Невольно не поминаются слова, сказанные русским писателем А. И. Куприным: «Боль и тоска по Родине не проходят. Работать для России можно только там…»
В новогоднем поздравлении родным Метнер писал в Москву: «Живется здесь, слава богу, ничего себе, но еще более, чем в европейской загранице, чувствуешь себя лишь гостем и еще больше тянет домой к вам. Дай-то бог поскорее увидеться!»

Ваше мнение...

Рубрики