Ритмотворчество

В подобных ремарках иные исполнители склонны видеть чуть ли не проявления авторского педантизма. Но точно дослушивая длительность восьмой, пианист следует образной подробности, так как отрывистое исполнение (вместо легато) меняет смысл. От такой приблизительности, а по существу небрежности, и предостерегал Метнер.
Ритмы у Метнера нередко сложны, а порой и головоломны. Композитор любит прибегать к необычным размерам — назовем, к примеру, ми-минорную Сонату, где четырехдольный размер чередуется с изложением на 15/8 и 5/4.
Еще одна особенность ритмотворчества — частое обращение Метнера к полиритмии. «Пролог» (соч. 1 № 1) действительно стал прологом оригинальных решений в этой сфере. Неуемность творческой фантазии щедро проявлена в ритмике соль-минорной Сонаты соч. 22, особенно в гениальной коде, где с покоряющим мастерством сплетены воедино трех- и четырехдольные размеры. Учитывая сложность воплощения подобных «формул», их необычность (особенно в те годы), Метнер подсказывает и возможное компромиссное прочтение:
Интересные проявления полиритмии нередки в Первом и особенно Третьем концертах. Соединение разнообразных рисунков, самостоятельность пульса, ощутимая в различных мелодических образах, приводят во второй части Третьего концерта к поразительной по силе воздействия полиметрии . Метроритмическое своеобразие до-минорной Сказки соч. 8 № 2 выявлено со всей рельефностью. Здесь полиметрия создает как бы полифонию ритмов .
Метроритмическими исканиями отмечены и многие «Картины настроений» — именно такими средствами передана взволнованность общего настроения, связанного с неясной тревогой, порывистостью. Вновь мы встречаемся со сложными внутритактовыми построениями, с мастерски решенными метрическими перебоями, которые воспринимаются естественно в общем потоке стремительного и живого высказывания. Мысли Метнера о парности понятий — простоте и сложности — реализованы им с предельной убедительностью.
Обилие лиг на слабых долях тактов — одна из особенностей метнеровского синтаксиса. Подобная фразировка была запечатлена с наивозможной точностью еще в «Музыкальном моменте» соч. 4 № 3. Дыхание, равное такту, начинается с самой слабой (в трехчетвертном размере) шестой восьмой. Это сообщает «Жалобе гнома» мерность повествования. Зато в среднем эпизоде (Meno mosso), когда ритмика обретает привычную пульсацию, сильная доля уже воспринимается в своем подлинном значении.

Ваше мнение...

Рубрики