С годами расширялся диапазон творческих исканий
Метнер как убежденный график очертил приметы своего стиля. В сложном сплетении эстетических тенденций, которыми была отмечена художественная атмосфера первых десятилетий века, его искусство явилось немаловажным, исторически необходимым звеном. Метнер, по словам Мясковского, был «призван обогатить и углубить нашу душевную жизнь» . Речь велась о существенной линии в русском искусстве той поры. Музыка Метнера отвечала потребностям определенных кругов квалифицированных слушателей, не приемлющих одностороннего увлечения колоритом или самодовлеющей роскоши оркестровки.
В творческой одержимости Метнера была его сила, но беспредельная наполненность музыкой сужала широту взора, ограничивала круг его общественных интересов. Метнер как музыкант-мыслитель отдал дань идеалистическим воззрениям. М. Шагинян вспоминала о «море философии», которым были отмечены встречи в доме Метнеров. «К таким разговорам как к альпийской высоте, дыхание приучалось исподволь» .
Тяготение молодого Метнера к вечным темам бытия, их философскому осмыслению не осталось незамеченным. С годами расширялся диапазон творческих исканий, убедительнее звучал лирический голос композитора, но повышенное внимание к интеллектуализму продолжало оставаться одной из примет метнеровской музы. Метнер и лирику насыщал напряженной мыслью, психологически тонкой и полной значения. Философский склад натуры музыканта нашел отражение во многих сферах его наследия — от подчеркнутого тяготения к поэзии Пушкина, Тютчева, Гёте, Фета до страстного обличения декаденства в «Музе и моде». Метнер, можно сказать, даже слишком философ. Не нам сетовать на это, иначе он не был бы Метнером.
В творчестве композитор сумел значительно возвыситься над. идеалистическими посылками своей эстетики. При этом стремление к философичности высказывания обрело у него индивидуальную окраску. Б. В. Асафьев склонен был считать, что здесь прежде всего «обнаруживается богатая интеллектуальная германская культура Метнера» . Суть вопроса, думается, все же не только в немецкой «родословной» Метнера. Повышенный интерес к философским проблемам был исторически обусловлен. Особое место интеллектуализма определялось рядом факторов, не последнее место среди которых принадлежало разочарованиюв слишком доверчивой лиричности. Сдержанность, уравновешенность высказывания, как и отсутствие внешне броского, показного начала, предполагали особый контроль интеллекта. Интеллектуализм (в том условном вычленении, какое позволяет рассматривать как бы отдельно часть целого) выкристаллизовывался как естественная реакция на подчеркнутую эмоциональность, доведенную до чувственности либо сентиментальности. В своем творчестве Метнер неизменно стремился к синтезу сознания и интуиции. В «Музе и моде» он подчеркивал, что «вдохновение там, где мысль прочувствуется, а чувство осмысливается» .