Сафонов прошел с Метнером значительные произведения
В. И. Сафонов в 1897 году не смог принять Метнера в свой класс, поскольку в ближайшем сезоне должен был дирижировать симфоническими концертами и в Москве и в Петербурге. Поэтому он мог заниматься со своими учениками лишь раз в две недели. В течение 1897/98 учебного года Метнер занимался; у В. Л. Сапельникова, а с 1898 года стал учеником Сафонова и по фортепиано — до этого он проходил у него камерный ансамбль .
Выдающийся музыкант, создатель — наряду с Н. Г. Рубинштейном — московской пианистической школы, Сафонов высоко ценил дарование нового ученика и гордился его успехами. Если формирование Метнера-пианиста начиналось в основном в классе Пабста, то о Метнере-артисте речь зашла уже в пору учебы у Сафонова. Воспитатель А. Скрябина и И. Левина был, конечно, прекрасным педагогом, чьи передовые искания запечатлены были впоследствии в замечательном труде «Новая формула», не утратившем своего значения и поныне.
А. Ф. Гедике, учившийся и у Пабста и у Сафонова, имел возможность сравнивать методы работы обоих педагогов: «Как педагог Василий Ильич занимал выдающееся место. Он имел способность замечать недостатки учеников, знал, как взяться за то, чтобы это исправить. И у всех, кто был в его классе, через три-четыре месяца физиономия игры менялась совершенно. В течение года обучения у В. И. Сафонова — после долгих занятий у П. А. Пабста — я почувствовал в себе огромную перемену, и многое для меня стало простым и понятным и облегчило мою работу на пианистическом поприще» .
Сафонов прошел с Метнером столь значительные произведения, как ми-минорный Концерт Шопена, фа-диез-минорную Сонату Шумана. Несомненное влияние Сафонова было ощутимо и в том, что репертуар молодого пианиста пополнился сочинениями Балакирева, А. Рубинштейна, Чайковского. 6 феврали 1900 года исполнением балакиревского «Исламея» Метнер завершал концерт учащихся Московской консерватории, который был дан «в пользу недостаточных товарищей» .
По приглашению Сафонова концерт слушал Гофман, чьи блистательные выступления буквально ошеломили музыкальную Москву. Исполнение Метнера произвело впечатление на Гофмана, который «восхитился не только игрой, но и огромной выдержкой, волевой собранностью юного артиста» .
Таким запомнился выдающемуся польскому пианисту юный Н. Метнер, в творческой судьбе которого И. Гофман впоследствии сыграл немалую роль.
В 1900 году Метнер блестяще окончил Московскую консерваторию с малой золотой медалью . Сафонов, предрекая своему воспитаннику большое артистическое будущее, сказал тогда, чтоего следовали бы наградить бриллиантовой медалью, если бы такая существовала.
Как один из лучших выпускников, Метнер завершал торжественный акт исполнением первой части Пятого концерта А. Рубинштейна . Имя Метнера было занесено на мраморную доску Московской консерватории.
В том же году молодой музыкант принял участие в III Международном конкурсе на премию имени А. Рубинштейна, проходившем в Вене. Поначалу Метнер предполагал участвовать в этом конкурсе и как пианист, и как композитор. Но, не успевая завершить к сроку конкурсные сочинения, он по совету Сафонова выступил только как пианист .