Секрет которых знал только Метнер

Столь же впечатляюще звучит тема в ми-минорной Сказке, мелодию которой не назвать иначе, как говорящей… А. М. Метнер вспоминала, что пассажи в этой Сказке представлялись автору как бы речным потоком, чем-то напоминающим стихию… На фоне узорчатых пассажей тема интонируется автором свободно, с покоряющей выразительностью.
В «Импровизации» (соч. 31 № 1) начиная с первого октавного хода к сильной доле выразительно произносится каждый смысловой изгиб мелодии. Пианист смело прибегает к тем же «опозданиям» на вершины линий либо на наиболее значительные звуки мелодии. В этом, как и в нежданно прерывистых дыханиях-люфтах (но всегда с точным ощущением допустимой меры), узнается характерное метнеровское высказывание» Дыхание остается широким, линии приобретают трепетную взволнованность. Такой прием напоминает смену смычка у струнных инструментов.
Можно назвать еще немало примеров столь же «говорящих» тем — их произнесение в первом «Гимне труду», Третьем концерте. В пояснении к авторской записи Второго концерта справедливо подчеркнуто, что исполнение полно нежных, проникновенных интонаций, секрет которых знал только Метнер .
Примерами органического слияния декламационности с напевностью могут служить авторские интерпретации популярной Сказки си-бемоль минор (соч. 20 № 1) и «Трагической сонаты». В подчеркнуто драматическом толковании Сказки пианист нашел убедительное сочетание динамических волн, настойчиво стремящихся к вершинам, и декламационно подчеркнутых коротких интонаций. Не жертвуя ни одним из знаков препинания (а ими текст насыщен!), артист подчиняет артикуляцию прежде всего общему развитию. Цезуры не членят линии, а напротив, их еще более динамизируют. Музыке дышится широко и свободно, поскольку найдено точное соотношение распевных широких построений и коротких, взволнованных фраз .
Выразительно интонирован теематический материал «Трагической сонаты», сохраняющий рельефность даже в контрапунктически сложной фактуре . Все подчинено постепенному, неумолимому нарастанию. Хотя эмоциональный поток заковав автором в строгие границы, «бушующие» пассажи все более накаляют исполнительскую «температуру». Именно к ремаркам о речитативности и импровизационности («poco quasi recitativo», «quasi cadenza») Метнер позднее дописал: «Отсюда разливанная кантилена» . Речитативы все более насыщаются напевностью, а кантилена (заодно с декламационными репликами) сообщает характер одушевленной речи, близкой к импровизации. Агогическая свобода нигде не граничит с расслабленностью. И здесь Метнер охотно прибегает к укрупнению важных интонаций во времени. Соблюдая тончайшие «чуть-чуть», пианист едва заметно «задерживает» вершины мелодических линий, придает паузам смысловое значение. Особенно привлекают в записи «Трагической сонаты» подчеркнутые цезуры, завершающие мысль и одновременно являющиеся дыханиями к следующей Фразе. Такой прием становится у Метнера действенным средством внутренней экспрессии. К излюбленным агогическим тонкостям Метнер обращался во многих случаях. Об этом можно судить по авторским записям ряда Сказок — до-минорной (соч. 8 № 1), ми-бемоль-мажорной и фа-минорной (соч. 26), сказки «Леший» (соч. 34), наконец, по «Сонате-балладе», записанной особенно удачно . Эта интерпретация является образцом пианистического мастерства.

Ваше мнение...

Рубрики