Стремлении Метнера к классичности

Трудно найти более сокровенное высказывание о сути исполнительского процесса. В каждой строке захватывают взволнованность и прямота суждений.
«Всегда творчественно, всегда как бы «авторское» и всегда как бы «в первый раз»», — Метнер настойчиво подчеркивает значение творческого начала в исполнительстве. Отмечая значение импровизационности, он тонко оттеняет и меру исполнительской свободы: постоянно упоминающееся «как бы» достаточно емко, чтобы ее обусловленность авторским замыслом сомнений не вызывала .

Заброшенное-пианино
«Николай Карлович постоянно подчеркивал, что музыку надо как бы воссоздавать от себя», — вспоминает Д. М. Цыганов. Ему запомнился особый дар Метнера — оставаясь в рамках классического стиля, обладать удивительной импровизационностью. «Каждый момент в его игре — я имею в виду не только в ансамбле при исполнении Второй сонаты, но и в интерпретации Первого и Второго концертов, — был творческим».
«Когда Николай Карлович соглашался с исполнителем, он давал ему абсолютную свободу творчества», — вспоминал неоднократный партнер Метнера по ансамблевым выступлениям Н. Г. Райский.Очевидно, что при всем стремлении Метнера к классичности ему был чужд традиционализм прочтения, за которым не ощущалось бы биение живого пульса. Потому столь дорога ему мысль о мере творческой свободы, с поразительной точностью найденной Рахманиновым .
Сказанное не следует понимать как попытку установить тождество между пианизмом Рахманинова и Метнера (да и могут ли вообще быть тождественны столь яркие явления искусства?). Здесь, как и в композиции, их отличало многое, и прежде всего степень общительности высказывания.
Исполнительству Рахманинова была присуща особая степень эмоциональной открытости и масштабности. И все же многое сближает, более того — роднит игру обоих музыкантов: верность правде и творчеству была для них непреходящей.
«Трудно представить себе более пластичную игру, пластичную не только в чисто пианистическом смысле, но и в смысле выявления музыкальной, композиторской мысли, того, что мы называем музыкальным содержанием», — отмечал Г. Нейгауз, от которого не часто доводилось выслушивать столь восторженную характеристику исполнения .
Искусство Метнера отличается художественной завершенностью во всем — будь то композиция или исполнительство, монументальная форма или малоприметная подробность. Его эстетические позиции базировались на осознании правдивости как нормы, краеугольного основания искусства. Нет мастерства — не может проявиться и правда. Метнер уважал высокое ремесло художника, вне которого нет искусства. При всей пианистичности его произведения предполагают подлинную виртуозность и исполнительское мастерство. Николай Карлович и от себя требовал отточенности и технической законченности игры. «Он ценил ее и обычно радовался, когда на концерте удавалось не задеть ни одной фальшивой ноты» , — рассказывает один из его учеников.

Ваше мнение...

Рубрики