Свет и тени в многослойной фактуре

Фактура «Картин настроений» разнообразна и многопланова, в ней ярки контрастные сопоставления между пьесами. Привлекает широкий охват регистров, умелое использование всего диапазона фортепиано. Уже в первом опусе наметилась существенная черта метнеровской фактуры — значительная роль басовых голосов, которым нередко поручены мелодические линии. Гибкость выразительно интонированных басов привлекает во многих эпизодах метнеровских сонат.

Ассоциации с красиво звучащими мужскими голосами вызывают басовые соло в «Трагической сонате» и в «Сонате-балладе», отмеченные ремарками «cantando», «espressivo», «marcato». Тематически активны и «теноровые» проведения в сонатах и концертах Метнера:

932124-bigthumbnail

В подобных случаях особого внимания требует соподчиненность звуковых планов, в частности умение распределить свет и тени в многослойной фактуре. Ведь ее верхние голоса, обычно более яркие по звучанию, призваны лишь оттенять основную линию. Напоминая об этом исполнительском правиле, Метнер не забывает ни о рельефности контуров, ни о выразительном значении всех планов. Поручая в финале «Сонаты-баллады» мелодическую канву басовым голосам, он вносит дополнительную ремарку: «Правая рука все время рр, а левая mf espressivo» .
Фактурные противопоставления мелодий песеппого склада сугубо аккомпанирующему сопровождению не очень распространены у Метнера. Их протяженность (например, в фа-минорной Сказке соч. 26, канцонах из «Забытых мотивов», вариациях в Первом концерте, ряде эпизодов — в Третьем концерте и т. д.) относительно невелика. Природе мышления композитора ближеобращение к «диалогической фактуре» (А. А. Николаев), где тема, появляясь в разных голосах, обретает различие тембровых окрасок и характеристик.
В тех же «Картинах настроений», как и в других ранних пьесах, аккордовые построения часты. Но порой они выглядят не слишком обязательными, скорее призванными заполнить фактуру. К ним относится эпизод из финала Первой сонаты:

Для достижения яркости и массивности звучания Метнер не прочь обратиться к аккордовой компактности и октавному изложению. Таково начало Первого концерта или заключение Сонаты ля-бемоль мажор (из Триады соч. 11), можно налили, также репризу «Дифирамба» (соч. 10 № 1) или основной тезис «Трагической сонаты». Аккордами в широком расположении Метнер обычно пользуется экономно, предпочитая их использование для ярких начал или заключений либо приберегая для кульминаций.

Ваше мнение...

Рубрики