Свою мелодическую идею Метнеру не всегда удавалось высказать
«Сонату-воспоминание» играют чаще других сонат Метнера. И это понятно — она вся, начиная с темы вступления, пропета. В ней как бы аккумулировалось стремление композитора к песне — первооснове музыки. Как драматург, он понял необходимость столь поэтичной и доступной мелодии, подернутой дымкой воспоминаний о вечно прекрасном. Песенность мелодий ощутима во многих сонатах Метнера. Это — развернутая, мелодически обаятельная главная тема первой части «Сонаты-баллады», которую автор связывал с образами языческой весны; эмоционально-наполненная и в то же время сосредоточенная первая мелодия побочной партии из ми-минорной Сонаты (соч. 25 № 2), любая из тем соль-минорной Сонаты (соч. 22), вторая тема из «Сонаты-элегии», темы из первой части «Сонаты-сказки» и основная (Allegro abbandonamente), будто овеянная сказочностью и полная теплой лиричности — вторая тема.
Не в каждой из них Метнер достиг предельной простоты высказывания, подобно зачину «Забытых мотивов»; но мелодическая привлекательность, красота названных тем вне сомнений.
Укоры, будто Метнер «не смог создать достаточно содержательного мелоса», оказываются несостоятельными. Его мелос внутренне богат и насыщен, хотя и лишен внешней подчеркнутости эмоций, их «педалирования».
Ю. Энгель имел основания писать о «сложно-простой» красоте мелодий в Сонате для скрипки и фортепиано (соч. 21), как, впрочем, не только в ней. Свою мелодическую идею Метнеру не всегда удавалось высказать достаточно простодушно. Но упреков в банальности мелоса, откровенно высказываемых Каратыгиным, Метнер никак не заслуживал. Хотя критик и оговаривал субъективность своей характеристики, но возвращался к ней не раз . Обобщения Каратыгина не только противоречат принципам мелодического творчества Метнера — они, прежде всего, не вяжутся с самой музыкой. Отдельные меткие наблюдения Каратыгина не могли заслонить его неприязни к творчеству Метнера.
Некоторые темы Метнера можно было бы упрекнуть в недостаточной строгости, если рассматривать их вне контекста, изолированно. Но сочинения Метнера поразительно цельны. В них есть известная замкнутость, в чем нередко упрекали автора. Но если исходить из действительных примет метнеровского письма, то она является не уязвимой, а скорее сильной стороной его сочинений . Поскольку произведения так замкнуты в себе, цельностью определяется и уместность тематического материала.
Тему Метнер называл законом для каждого произведения. «…Вдохновенная тема таит в себе все элементы и смыслы музыкального языка, — писал композитор. — Она требует себе часта в качестве вассалов иные темы. Она сама намечает, вызывает их, часто в цветении своем обнаруживает семена их в себе самой» .