У Метнера ритмическая изобретательность

Ритмическое своеобразие искусства Метнера сразу привлекло внимание. Критики были фактически единодушны в том, что именно ритмика является наиболее сильным и живым элементом его музыки. В рецензиях нередки мысли о необычности ритмики, «вносящей в эту область совершенно новые, дотоле неизведанные формулы» . Известный немецкий критик В. Ниман утверждал даже, что «по ритмике своей и ее сложности Метнер, думается, без соперников» . Ю. Энгель, рецензируя появившуюся Сонату соч. 21, считал, что ее страницы «ждут своей Дункан» .
Нельзя не согласиться с правдивым высказыванием, произнесенным более полувека назад критиком Гр. Прокофьевым: «Культ формы, музыкальной логики и архитектонических возможностей, заключенных в живом пульсе ритма, — вот что владеет фантазией г. Метнера и вот чем ему удалось овладеть в совершенстве» .
Слышны были и другие суждения. Непоследовательностью, как обычно, отличались высказывания Л. Сабанеева. То он признавал, что у Метнера ритмическая изобретательность «оставляет за собой все существующее в этом роде» , то писал, что в ней есть — при всем разнообразии — «однотонность» . Критик Вотан брюзжал по поводу ми-минорной Сонаты соч. 25: «Опять все те же ритмы, те же ритмические выверты» .
Несправедливость таких укоров опровергается многообразием и смелостью решений Метнера. Важно понять, что в неистощимости ритмической фантазии — одно из оригинальнейших проявлений метнеровского стиля. Напряженные, полные беспокойства ритмы возникали у Метнера не умозрительно. Прислушиваясь к пульсу жизни, он не раз возвращался к ним в своих творческих исканиях.
Ключом бьющая ритмика привлекает безбрежностью, многогранностью проявлений. Важно при этом понять, что в ритмическом богатстве — сердцевина образов, их существо. Многообразные трансформации ритма в Первом концерте определены линией драматического развития. Все более беспокойный, возбужденный характер разработки ведет к заостренности ритмических контуров:
Поразительные ритмические трансформации — своего рода образные перевоплощения — наполняют партитуры Второго и Третьего концертов.
Основной рисунок соль-мажорной Сказки соч. 9 № 3 воплощен в ритмически сжатом, напряженном пульсе:

Упомянем порывистые, прихотливые ритмы во Второй импровизации соч. 47, словно ковано-рыцарские — в «Сонате-балладе», тревожные, будоражащие ритмы «Трагической сонаты», изящные — в «Романтических эскизах для юношества», причудливые — в первой из Сказок соч. 51.

Ваше мнение...

Рубрики