Умения настроить себя к выходу па сцену

В преддверии концерта Метнеру не только необходимо было несколько часов провести за роялем. «Разбитое рабочее утро» выбивало из колеи, тяготила невозможность остаться наедине с собой, «чтобы собраться с мыслями. «…Кроме работы ему нужна еще и тишина, без тишины он сосредоточиться не может», — записывала А. М. Метнер .
Появление на эстраде в утомленном, а тем более — взвинченном состоянии Николай Карлович считал недопустимым. Отсюда внимание к психологической готовности, как и к физическому состоянию . Концертный режим был продуман Метнером да мелочей — от умения настроить себя к выходу па сцену до рациона питания.В день выступления непременно занимался, хотя и не очень много. Обычно играл спокойно, тихо. Чаще — технически сложные места. Старался не расплескать то, что берег, не играл произведение целиком. Необходимо подчеркнуть, как Метнер любил пору подготовки к концертам, это подтверждают родные Николая Карловича: «Хотя он нередко сетовал, что пианистическая работа отнимает драгоценные часы от композиции, но он любил предконцертное время».

ы
А. М. Метнер, не пропустившая ни одного выступления мужа, вспоминала: «Перед концертом он испытывал особое волнение. Как-то за границей он сказал: «Что-то я встревожен тем, что не чувствую никакого волнения». Опасался, что такое состояние — признак равнодушия. «Нести музыку, будучи равнодушным, — это ужасно!» — говорил он. Небольшое волнение перед концертом он считал желательным. Концерт был для него всегда праздником: он любил сбросить с себя житейскую шелуху, суету ж погрузиться в то, что он несет людям».
От предконцертных приглашений и хлопот, как и от материальных вопросов, Николай Карлович бывал далек. «Общение с житейской суетой портило ему настроение, он становился мрачным, не выносил этого. Понимал, конечно, значение материальной стороны концертов, но чувствовал себя беспомощным, далеким от этих проблем. Правда, когда кончались заработки, это мучило Метнера. Срочно сочинять ради денег он не мог и тогда говорил: «Надо бы дать концерт»», — рассказывала А. М. Метнер.
Мысли о шумном признании и успехе не были для Метнера главенствующими, но он отнюдь не проявлял равнодушия к суждениям слушателей. Стремился он и к контакту с возможно более широкой аудиторией. Метнер охотно принимал участие в концертах для воинских частей Московского гарнизона , чутко прислушивался к реакции зала, играя перед рабочими и солдатами Концерт Бетховена, радовался встречам со студенчеством в консерваториях и университетах.

Ваше мнение...

Рубрики